Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
Работу выполнила Учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории, МОУ – общая общеобразовательная школа 6 город Искитим Новосибирская область.
Цель Знакомство с типом речи - описание Задачи 1) научить распознавать текст - описание; 2) уметь анализировать текст - описание; 3) уметь различать описание от повествования; 4) знать назначение и структуру описания.
Васька Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
Схема построения описания 1.П редставление объекта речи. 2.П ризнаки объекта речи. 3.З аключение, вывод (намечен автором и делается читателем).
Ягодка...До сосновой гривы рукой уже было подать, как вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек землянику в цвету. Батюшки вы мои! Октябрь месяц, осень, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уже выдавался, а земляника цветет! Я наклонился к ней. На тощеньком стебельке, в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. Холодом подпалило округлые лепестки его. Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, а цветку оставалось жить день, от силы два... Земляника Многолетнее травянистое растение, 530 см высоты. Стебли прямостоячие или приподнимающиеся... Цветки не более 2 см в диаметре. Листочков подчашия, долей чашечки и лепестков по 5...
Описание Описание это текст, который указывает признаки объекта речи. Что же такое признак? Это характерная черта, особенность, примета, по которым мы узнаем предмет. К признакам мы относим объем, размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, подвижность, статичность, характер, влажность, сухость, твердость, мягкость, прочность, гладкость, шероховатость.
. Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Задание 1.Рассмотрите картинку. 2.Озаглавьте. 3.Продолжите описание.
Памятка для обучения описанию 1.О характеризуйте общий вид предмета (тему описания). 2.О пределите цель описания. 3.Н азовите наиболее характерные признаки (объем, цвет, форму, размер, назначение, запах, вкус, впечатление, необходимость, полезность, сущность предмета и др.). 4.Н айдите наиболее точные слова для обозначения признаков. 5.О тберите из найденных признаков необходимые для сочинения. 6.Р асположите описание признаков, как того требуют тема и идея. 7.П одумайте над итогом описания и его оформлением. 8.П ридумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие. 9.П одберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром. 10.Р аботайте над окончанием текста. 11.П одумайте над идеей. 12.О тметьте излишества и недостатки в тексте.
Задание 1 1.Напишите рассказ по данным словам. 2.Озаглавьте его. Русский лес; глубокие, чистые сугробы; лесные тропинки; тяжелые шапки; белый снег; темно-зеленые ветви; снежные вершины; зимняя природа.
Задание 2 1.Рассмотри картинку. 2.Озаглавь. 3.Напиши, распространив предложение прилагательными. Пришла зима. Выпал снег. Светит солнце. Снег сверкает. Воздух чист и прозрачен. Чернеет лес. Тишина.
А.А.Пластов ( ) Первый снег.1946 Выдающийся русский живописец; многие его картины посвящены изображению русской деревни, ее природы и жителей. Сельский труженик и природа эта тема объединяет всё, написанное.
Летом.1954 Фашист пролетел.1942 Витя-подпасок.1951 А.А.Пластов( )
В ВВ Вывод Сегодня мы познакомились с типом речи- описание. Проанализировали несколько текстов. Узнали назначение и структуру описания. Применили свои знания на практике.