Роль различных источников информации при организации исследовательской деятельности школьников
Особенности исследовательской деятельности школьников. Учебно – исследовательская деятельность школьников – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением следующих элементов научного исследования: * наблюдение и самостоятельный анализ фактов; * выдвижение гипотезы и её проверка; * формулирование выводов, закона или закономерности
Виды научно – исследовательской деятельности Исследова- тельская практика учащихся Исследова- тельская практика учащихся Учебный эксперимен т Учебный эксперимен т Участие старшеклас- сников в олимпиадах, конкурсах, конферен- циях Участие старшеклас- сников в олимпиадах, конкурсах, конферен- циях Ученическое научно – исследова- тельское общество Ученическое научно – исследова- тельское общество Аттестацион ная работа Аттестацион ная работа
Учебный Эксперимен т Учебный Эксперимен т Позволяет организовать освоение следующих элементов исследовательской деятельности: планирование и проведение эксперимента; обработка и анализ его результатов.
Исследова- тельская практика учащихся Исследова- тельская практика учащихся Цели: совершенствование навыков исследовательской работы; формирование исследовательской компетенции; углубление знаний в выбранных предметных областях; формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков; самоопределение в выборе будущей специальности; знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами; формирование коммуникативных навыков работы со специалистами
Исследова- тельская практика учащихся Исследова- тельская практика учащихся Поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования Предложение тем исследования Изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы Осуществление выбора темы Изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме Конкретизация идей Оформление статьи – отчета о результатах исследования; рецензирование руководителем; оценка исследовательской практики ученика Составление учащимися плана – графика работ Осуществление руководства практической деятельностью Анализ и оценка учащимися полученных результатов Шаги
Аттестацион ная работа Аттестацион ная работа Аттестационная работа (реферат) – учебно – исследовательское ученическое произведение на определённую тему. Цели: * систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьников; * развитие навыков самостоятельной работы; * овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.
Аттестацион ная работа Аттестацион ная работа Выдвижение проблемы Выявление, введение в научный оборот новых источников Установление новых связей между известными явлениями Новая постановка известной проблемы Оригинальныевыводы Оригинальные выводы Рекомендации об использовании выводов в учебном процессе
Аттестацио нная работа Аттестацио нная работа Выбор темы Составление плана работы Выбор методики работы над источниками Составление календарного плана работы Сбор материала, составление библиографии Письменное изложение результатов исследования Формулировка выводов Проверка текста научным руководителем Внесение исправлений, литературная обработка Оформление работы Рецензирование Подготовка к защите Шаги
Участие старшеклас- сников в олимпиадах, конкурсах, конферен- циях Участие старшеклас- сников в олимпиадах, конкурсах, конферен- циях Выполнение учащимися учебных исследований или их элементов или их элементов в рамках данных мероприятий
Ученическое научно – исследова- тельское общество Ученическое научно – исследова- тельское общество Форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др..
Технология организации учебно – исследовательской деятельности учащихся Основные этапы учебного исследования: Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения ; Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения ; Выбор темы исследования ; Выбор темы исследования ; Выбор цели исследования ; Выбор цели исследования ; Определение задач по достижению цели ; Определение задач по достижению цели ; Определение методов исследования ; Определение методов исследования ; Сбор собственного материала ; Сбор собственного материала ; Анализ и обобщение собранного материала ; Анализ и обобщение собранного материала ; Собственные выводы Собственные выводы
Технология организации учебного исследования учащихся Как возникают темы исследований? Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки Рекомендуемый учителем список тем исследований Собственные вопросы и интересы учащихся Как воплотить исследование? Подбор научного руководителя Составление плана или проекта будущей работы Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент Написание работы Анализ полученного материала, систематизация, классификация СинтезОбобщение, выводы Первая оценка работы Первое чтение работы научным руководителем КонсультацииПрезентация замысла исследования Подготовка к презентации работы Редактирование окончательного варианта работы Составление тезисовОформление наглядного материала Презентация результатов исследования
Модели организации учебно– исследовательской деятельности учащихся. Обучение исследованию Приглашение к исследованию Систематическое исследование
ОбучениеисследованиюПриглашение к исследованию Систематическоеисследование Цель: Освоение процесса исследования исследования Формирование научного мышления, синтез процесса мышления, синтез процесса исследования и его результатов исследования и его результатов Развитие проблемного видения, стимулирование видения, стимулирование поискового мышления Технология Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение должен найти должен найтиучащийся Учитель ставит проблему, но метод её решения ученики ищут самостоятельно Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляетсяучащимисясамостоятельно
Поиск информации Задачи: * познакомить учащихся с системой хранения информации ; * научить школьников ускоренному поиску и обработке информации
Источники информации Базы данных библиотек библиотек Учебная и научная литература литература Художест венная литература Художест Базы данных сети Интернет Базы данных сети Интернет
ДокументыДокументы Традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.) Источники, содержащие информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю (рукописные материалы, аудиовизуальные средства: звукозапись, кино и видеофильмы, наглядные пособия, коллекционные материалы, мультимедийные средства