Актуальные проблемы преподавания РКИ в белорусских вузах Лебединский С. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА –
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Кургана «Детский сад комбинированного вид 124 «Весенний» Автор: воспитатель Алехина Вера.
Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Смена основных подходов к обучению ИЯ в истории методической науки. 2. Идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета ИЯ с.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Филологическая составляющая в произведениях Бориса Акунина.
Транксрипт:

Актуальные проблемы преподавания РКИ в белорусских вузах Лебединский С. И.

Сведения об иностранных гражданах, обучающихся в вузах и ссузах Республики Беларусь в 2010/11 учебном году Всего обучается студентов Кол-во Платная форма бюджет всего ввузы ссузы9 74 0

Контингент иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в вузах Республики Беларусь в 2010/2011 учебном году Туркменистан4422Азербайджан91Пакистан31 Китай1956Украина79Армения29 Россия1290Вьетнам78Латвия19 Шри-Ланка292Ливия72Молдова16 Турция287Казахстан55Йемен16 Ливан261Корея (Южная)48Палестина14 Иран287Таджикистан47Намибия14 Сирия227Гана43Венесуэла13 Ирак174Грузия42Польше11 Индия152Маврикий39Швеция10 Нигерия, Литва94Израиль32Норвегия10 А также еще 49 стран (количество студентов от 1 до 10)

Основные задачи методики преподавания РКИ Собственно методические задачи разработка эффективных концептуальных схем и подходов к обучению иноязычной деятельности и принятию правильных решений применительно к конкретному учебному процессу, задачам и условиям обучения отбор адекватного лексико-грамматического материала для каждого этапа обучения выбор оптимальных форм его презентации, дозировки и последовательности введения Лингвистические задачи разработка основополагающих подходов к языку как системе и ее функционированию в речи на основе данных социолингвистики, коммуникативной лингвистики, теории речевой деятельности и речевых актов, лингвистики текста, функциональной грамматики построение разнообразных функционально-семантических моделей описания языка, использование их в процессе презентации и истолкования языковых явлений с учетом значимости для конкретных актов коммуникации и реализации исходных коммуникативных интенций выход за пределы языковой системы и расширение рамок традиционно понимаемой грамматики за счет обращения к коммуникативному, когнитивному, речедеятельностному и прагматическому аспектам высказываний, составляющим основу речевых актов

Основные задачи методики преподавания РКИ Психологические и психолингвистические задачи разработка теории усвоения языка, овладения речевой деятельностью на иностранном языке построение схем речепорождения и речевосприятия на иностранном языке и их интерпретация применительно к процессу обучения; определение стратегий и тактик пользования языком в процессе речевосприятия и речепорождения изучение когнитивных аспектов речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранных языков построение целостной модели речевого развития личности и выявление этапов ее становления от низших уровней к высшим в процессе обучения иностранным языкам определение и описание перечня коммуникативных стратегий и затруднений в процессе реализации коммуникативных актов изучение динамических аспектов речи, путей формирования индивидуального лексикона и тезауруса, способов запоминания вербальной информации, ее актуализации в речи, а также механизмов активации вербально-семантических сетей в процессе речепорождения, речевосприятия и смыслоформулирования

Пенсильванский эксперимент Основные выводы а) технические средства, включая компьютерные программы, используемые на занятиях два-три раза в неделю, заметного влияния на уровень овладения языком не оказывают; б) не существует оптимальной комбинации метода и формы занятий; в) независимо от используемого в учебной аудитории метода обучения интерес учащихся к изучению языка угасает, и постепенно у части из них развивается неприязнь к языку, его носителям, стране и культуре.

Перечень когнитивных стилей Полезависимость – поленезависимость; узкий – широкий диапазон эквивалентности; узость – широта категории; ригидный – гибкий познавательный контроль; толерантность к нереалистическому опыту; узость – широта сканирования; сглаживание – заострение; импульсивность – рефлективность; конкретная – абстрактная концептуализация; когнитивная простота – сложность.

Дефициты репрезентационных способностей инофонов при овладении и пользовании неродным языком неспособность построить адекватное представление о ситуации без четких и исчерпывающих внешних указаний относительно ее природы и способов ее разрешения; неполное представление о ситуации, когда часть деталей вообще не попадает в поле зрения; опора на непосредственные субъективные ассоциации, а не на анализ объективных особенностей ситуации; глобальное представление ситуации без серьезных попыток подойти к ней аналитически, декомпозируя и переструктурируя отдельные ее детали и аспекты; неспособность построить адекватную репрезентацию на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе; предпочтение более простой, ясной и хорошо организованной формы репрезентации перед сложной, противоречивой и дисгармоничной;

Дефициты репрезентационных способностей инофонов при овладении и пользовании неродным языком фиксация внимания на очевидных аспектах ситуации и неспособность реагировать на скрытые ее аспекты; отсутствие в репрезентациях высокообобщенных элементов в виде знаний об общих принципах, категориальных основаниях и фундаментальных законах; неспособность объяснить собственные действия при построении своего представления о ситуации; использование стратегии типа «сначала сделать, потом подумать», т. е. время на ознакомление и понимание ситуации резко сокращается за счет более непосредственного перехода к процессу ее решения; неспособность быстро и четко выделить два-три ключевых элемента ситуации с тем, чтобы сделать их опорными точками своих дальнейших размышлений; неготовность перестроить образ ситуации в соответствии с изменением условий и требований деятельности.

Спасибо за внимание!