Самарская модель нормативного финансирования
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Цель модернизации – достижение нового качества российского образования, которое соответствовало бы актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. КАЧЕСТВОДОСТУПНОСТЬЭФФЕКТИВНОСТЬ
Логика реформирования системы образования Орг-экономические нормативно-бюджетное финансирование; оптимальная организация образовательных ресурсов; образовательные округа; отказ от монополии в системе повышения квалификации; социальное партнерство с работодателями; новая система оплаты труда. технологии компетентностно-ориентированного образования; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Технологии предпрофильное обучение; профильное обучение; новые стандарты образования. Содержание
Проблемы управления образованием (финансовый аспект) Деньги не являются управляющим элементом (отсутствие стимулов, ориентирующих на рост качества образования). Отсутствие самостоятельности ОУ (без финансовой самостоятельности не может быть самостоятельности академической). Неэффективное распределение финансовых средств в условиях дефицита бюджета. Непрозрачность механизмов распределения финансовых средств. Высокая степень субъективизма. Ограниченность общественного участия в управлении системой образования.
Нормативное финансирование Обеспечение государственных гарантий бесплатного образования Повышение прозрачности, объективности и предсказуемости распределения бюджетных средств Обеспечение самостоятельности образовательного учреждения Повышение эффективности системы образования Изменение качества образования Задачи нормативного финансирования
Алгоритм перехода к нормативному финансированию Моделирование Создание нормативно- правовой базы Кадровое обеспечение Предоставление самостоятельности ОУ -анализ финансовой ситуации; -риски и ограничения; -образовательная статистика; -действующее законодательство; -разработка модели нормативного финансирования. -постановление о введении нормативного финансирования; -разграничение полномочий между уровнями власти; -правовые акты, определяющие социальные стандарты; -методика расчета норматива. -подбор кадров; -обучение, повышение квалификации, переподготовка. -утверждение Устава ОУ; -передача имущества в оперативное управление; -закрепление земельных участков в бессрочное бесплатное пользование; -государственная регистрация в качестве некоммерческой организации; -открытие счета получателя бюджетных средств.
Модели нормативно-базового финансирования НОРМАТИВНОРМАТИВ Фактически сложившийся норматив Расчетная величина Социальные нормы Типовое штатное расписание Базисный учебный план Средний разряд педагогов Величина тарифных ставок ЕТС Поправочные коэффициенты Объем годовых финансовых средств Количество учащихся
Закон «О минимальных государственных стандартах в Самарской области»; соглашение между Администрацией Самарской области и органами местного самоуправления о делегировании полномочий в сфере финансирования образовательных учреждений; постановление Губернатора «О системе финансирования образовательных учреждений области»; договоры о совместном учредительстве образовательных учреждений. Создание нормативно- правовой базы
Структура ответственности и ее финансового обеспечения Бюджет школы Государство (субъект РФ) Муниципалитет Граждане РФ Нормативное финансирование освоения образовательных госстандартов Финансирование содержания собственности Финансирование индивидуальных образовательных услуг
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУНИЦИПАЛИТЕТ Областной Муниципальный бюджет бюджет Реализация Расходы Региональные Содержание Расходы Муниципальные образовательных социального программы собственности социального программы программ характера развития – заработная – компенсационные ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ – коммунальные – коммунальные плата; выплаты на УЧРЕЖДЕНИЕ расходы льготы – учебные методическую учреждения; педагогическим расходы; литературу; – капитальный работникам. – хозяйственные – питание; ремонт; расходы; – компенсация – приобретение – мягкий на удорожание оборудования. инвентарь. питания; – выплаты сиротам; – обеспечение подвоза учащихся. Разграничение полномочий между уровнями власти
Формирование бюджета ОУ Норматив 2007 г. (старшие классы) Город14124 рублей Село рублей 211, 213 ФОТ 90% 310 (основные средства)2% 340 (расходные материалы)2,5% 225 (услуги по содержанию3% имущества) 226 (прочие услуги: ПК,2% подписка, охрана) 221 (связь)0,5% Муниципальный бюджет: содержание имущества коммунальные платежи капитальный ремонт приобретение оборудования - муниципальные программы Бюджет ОУ
Финансирование в условиях казначейского исполнения бюджета Министерство финансов Самарской области Финансовые управления муниципальных образований Лицевой счет обл.казначейства Министерство образования и науки Самарской области Лицевой счет муниципального казначейства Лицевой счет фед.казначейства Лицевой счет обл.казначейства Образовательные учреждения Лицевой счет обл.казначейства Юго-Западное управление МОиН Самарской области Министерство финансов Самарской области
Обеспечение нормативного финансирования образовательных учреждений
Система поправочных коэффициентов Уровень реализации и виды образовательных программ а) базовый б) углубленный в) специальный г) дополнительный Форма получения образования а) вечернее (очно-заочное, заочное) б) экстернат в) индивидуальное Ступени образования 1. Дошкольное а) ясли б) сад 2. Общее а) начальное б) основное в) среднее (полное) 3. Профессиональное а) начальное (специализация учреждения, уровень образования) б) среднее
Проект N 2 Проект N 1 Проект N 3 Проект бюджета Планирование бюджета МОиН Самарской области Юго-Западное управление МОиН Самарской области ОУ - Сеть ОУ количество учащихся, воспитанников типы, виды ОУ количество индивидуальников - Организация подвоза учащихся - Участие в областных программах - Малокомплектные школы Формирование сметы расходов Проект Проект целевых программ Проект бюджета округа
Нормативное финан- сирование Оптимальная организация образовательных ресурсов. Формирование рынка образовательных услуг. Обеспечение адекватности образовательных услуг запросам потребителей. Повышение прозрачности распределения финансовых средств. Рационализация использования финансовых средств. Изменение структуры расходов образовательного учреждения. Расширение спектра образовательных услуг. Рост качества образовательных услуг.
Риски и ограничения Невыполнение государством финансовых обязательств перед системой образования; Отсутствие необходимой нормативно- правовой базы; Неготовность руководителей ОУ и кадров бухгалтерских служб. Угроза ухудшения условий осуществления образовательного процесса и снижения профессионального уровня педагогов. Угроза «селекции» учащихся. Унификация системы образования.