Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель русского языка и литературы Глазунова М. А. г. Киржач 2009г.
Данный проект ориентирован на изучение темы «Лексика» в 5-6 классах. Данный проект ориентирован на изучение темы «Лексика» в 5-6 классах. Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге. Данный проект предназначен для развития речевой культуры школьников, предполагает обогащение их словарного запаса, помогает делать речь грамотнее, культурнее, выразительнее, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, приобщает к работе со словарями на всех предметах, учит выбирать нужные словари в зависимости от конкретной познавательной цели. Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге. Данный проект предназначен для развития речевой культуры школьников, предполагает обогащение их словарного запаса, помогает делать речь грамотнее, культурнее, выразительнее, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, приобщает к работе со словарями на всех предметах, учит выбирать нужные словари в зависимости от конкретной познавательной цели. Проект позволяет усвоить темы, наименее охваченные в учебниках, а также предусмотреть задания для учеников с различным уровнем подготовки. Проект позволяет усвоить темы, наименее охваченные в учебниках, а также предусмотреть задания для учеников с различным уровнем подготовки. Визитка Визитка Визитка
Дидактические цели: Развитие грамотной, образной, выразительной речи школьников, обогащение их словарного запаса, расширение кругозора. Развитие грамотной, образной, выразительной речи школьников, обогащение их словарного запаса, расширение кругозора. Формирование умений и навыков речевого общения, то есть умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание, а также повышение культуры устной и письменной речи. Формирование умений и навыков речевого общения, то есть умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание, а также повышение культуры устной и письменной речи. Воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа. Воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа. Приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений обобщать, обрабатывать и усваивать информацию в виде новых знаний. Приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений обобщать, обрабатывать и усваивать информацию в виде новых знаний.
Сформировать представление о разнообразии словарей русского языка и функциях каждого из них. Сформировать представление о разнообразии словарей русского языка и функциях каждого из них. Освоить приемы работы со словарями. Освоить приемы работы со словарями. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию. Научить представлять результаты труда с использованием ИКТ. Научить представлять результаты труда с использованием ИКТ. Методические задачи:
Можно ли сделать свою речь богатой, точной и выразительной? Можно ли сделать свою речь богатой, точной и выразительной? Вопросы учебной темы (проблемные): В чем актуальность проблемы развития речевой культуры школьников? В чем актуальность проблемы развития речевой культуры школьников? Верно ли утверждение, что словари – это «спутники цивилизации»? Верно ли утверждение, что словари – это «спутники цивилизации»? Как устроены словари разных типов? Как устроены словари разных типов? Основополагающий вопрос:
Изучение лексикона учащихся нашей школы. Изучение лексикона учащихся нашей школы. Изучение лексикона учащихся нашей школы Изучение лексикона учащихся нашей школы «Почему словари называют «сокровищами национального языка?» «Почему словари называют «сокровищами национального языка?» «Откуда пришли слова?» «Откуда пришли слова?» «Мое открытие словаря антонимов». «Мое открытие словаря антонимов». «О чем расскажет фразеологизм?» «О чем расскажет фразеологизм?» «В гостях у толкового словаря». «В гостях у толкового словаря». Темы самостоятельных исследований учащихся
- Презентация и публикация учителя для выявления представлений и интересов учащихся. - Презентация и публикация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.ПрезентацияпубликацияПрезентацияпубликация - «Мозговой штурм»: формулирование тем исследований учеников. - «Мозговой штурм»: формулирование тем исследований учеников. - Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. - Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. - Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группах). - Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группах). Этапы и сроки проведения проекта (7 часов)
Этапы проведения проекта Работа с различными источниками информации. Работа с различными источниками информации. Самостоятельная работа в группах. Самостоятельная работа в группах. Подготовка учениками творческого отчета о проделанной работе в виде презентации и публикации. Подготовка учениками творческого отчета о проделанной работе в виде презентации и публикации. Представление результатов на научно – практической конференции. Представление результатов на научно – практической конференции. Этапы проведения проекта ( продолжение)
Групповые творческие отчеты – защиты по проблемным вопросам: ПрезентацияПрезентация «О чем расскажет фразеологизм? Презентация БуклетБуклет «В гостях у этимологического словаря». Буклет КроссвордКроссворд Кроссворд « В мире синонимов и антонимов». Кроссворд (критерии оценивания презентации и публикации). Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания
Информационные ресурсы Литература: Литература: Кожин А. Н. «О культуре речи» Кожин А. Н. «О культуре речи» М.: Знание, 1981 М.: Знание, 1981 Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» М.: Просвещение, 1994 М.: Просвещение, 1994 Введенская Л. А. «Русское слово» Введенская Л. А. «Русское слово» М.: Просвещение, 1987 М.: Просвещение, 1987 В. Волина «Занимательный этимологический словарь» В. Волина «Занимательный этимологический словарь» М.:Аст-Пресс 1996 М.:Аст-Пресс 1996 Шанский Н. М. «В мире слов» М., 1985 Шанский Н. М. «В мире слов» М., 1985 Лингвистические словари: Лингвистические словари: «Словарь антонимов русского языка» «Словарь антонимов русского языка» Львов М. Р. Аст – Пресс 2008 Львов М. Р. Аст – Пресс 2008 «Фразеологический словарь русского литературного языка» «Фразеологический словарь русского литературного языка» М.: Астрель: Аст 2008 М.: Астрель: Аст 2008 «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов» «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов» Н. М. Шанский М., Дрофа 2004 Н. М. Шанский М., Дрофа 2004