Муниципальная общеобразовательная средняя школа 5 Урок – презентация по черчению 2004 г. Педагог: Коваленко Татьяна Владимировна
Предисловие. Основной целью школьного курса черчения является формирование у учащихся умений и навыков в чтении и выполнении чертежей. Использование на уроках черчения компьютерных разработок, доступных для понимания учащимися, будет способствовать повышению качества обучения черчению в целом, позволит разнообразить формы и методы ведения урока. Разработать урок может как учитель так и учащиеся. Это поможет значительно облегчить ведение урока и объяснения материала педагогу. Данное пособие представляет собой учебный проект по теме «Сопряжение», который раскрывает цели материала по обучению построения сопряжения; дает алгоритм построения; расширяет ряд средств наглядности, используемых в процессе урока; предлагает методику, построенную с учетом вовлечения в активную работу мышления, памяти и органов чувств школьников. Основное назначение проекта – наглядно, в доступной форме показать учащимся последовательность работы над построением сопряжения. Поэтому весь проект выполнен с использованием цветового оформления.
Продолжительность урока 2 академических часа. Урок разбит на три модуля с перерывами 5-10 минут. 1 модуль. Ставятся цели урока, дается определение сопряжения и объясняется общий способ построения сопряжений двух пересекающихся прямых. Учащиеся по ходу урока задают возникающие вопросы, записывают определение и делают соответствующие чертежи. 2 модуль. Применение геометрических построений на практике. Предлагается учащимся выполнить в тетради чертеж шаблона, предварительно разобрав этапы построения на компьютере. Один из учащихся выполняет задание на доске. 3 модуль. Дается еще три различных способа построения сопряжения, с наглядной демонстрацией и разбором последовательности. Учащиеся выполняют их в тетради. При возникновении вопросов и непонятных моментов у учащихся, во время выполнения заданий, учитель с помощью компьютера легко может вернуться к моменту затруднения, что было бы сложнее сделать просто на доске. В конце урока дается задание на дом. И демонстрируются варианты графических работ. Варианты работ приближены к знакомы предметам учащихся по урокам труда и рисования.
Тема: «Сопряжения» Цели работы: 1.Знакомства с правилами сопряжения 2.Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы 3.Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников. Сопряжение – это плавный переход одной линии в другую. Ребята, скажите на каких уроках вы уже встречали виды сопряжения? Назовите предметы или вещи содержащие сопряжения. Для того чтобы линии плавно переходили одна в другую надо найти центр сопряжения и точки сопряжения. Все этапы построения выполняются сплошной тонкой основной линией. 1. Пусть R=20мм, тогда от основных линий надо провести дополнительные параллельные линии на расстоянии R20. Пересекаясь, они образуют центр сопряжения. 2. Для того чтобы найти точки сопряжения, из найденного центра сопряжения к основным линиям проводим перпендикуляры. Пересечение перпендикуляра и основной линии образуют точку сопряжения. 3. Из найденного центра сопряжения проводим дугу радиусом 20, соединяя точки сопряжения. 4. И последний этап, обвести получившееся сопряжение сплошной толстой основной линией. Вначале обводят дугу, затем вертикальную и горизонтальную линии. Еще раз внимательно посмотрите на мониторе этапы построения сопряжения и вычертите их в тетради. Если что-то непонятно и возникают вопросы, спрашивайте.
R R R Центр сопряжения Точки сопряжения
R R Центр сопряжения Точки сопряжения
R Центр сопряжения Точки сопряжения R R
R 25 R А теперь для закрепления материала выполним практическое задание: «Построить сопряжения в заданной фигуре». Выполняется в тетради с предварительным разбором и демонстрацией.
R 3 0 R 3 0 Мы разобрали три разных вида сопряжения двух пересекающихся прямых с общим способом построения. Теперь рассмотрим переход от прямой к окружности. Посмотрите на монитор. Переход от прямой к окружности будет плавным, если прямая касается окружности. Точка сопряжения лежит на радиусе, перпендикулярном данной прямой.
R 5 0 R 2 0 Переход одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются. Точка сопряжения находится на прямой, соединяющей их центры.
R30 R20 R30+20 Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Даны окружности радиуса R 1 30, радиус дуги сопряжения R 2 20, отрезок. Этапы построения: 1.Для нахождения центра сопряжения из центра окружности проводят дугу вспомогательной окружности радиуса R 1 +R 2. От заданной прямой на расстоянии R 2 проводят параллельную ей прямую до пересечения с дугой R 1 +R 2. Точка пересечения будет центром сопряжения. 2.Соединив прямой центр окружности и центр сопряжения получим точку сопряжения на дуге. Проведя из центра сопряжения перпендикуляр к заданной прямой определим вторую точку сопряжения. 3.Соединив дугой R 2 точки сопряжения получим плавный переход от окружности к прямой.
Задание на дом: Подготовиться к графической работе. Учить параграфы Повторить параграфы 2.3; 2.4; Принести формат А4. Будет три варианта. Первые два с одинаковым уровнем сложности. Третий - повышенной трудности. Демонстрация примеров работ на компьютере.
R20 R30 R20 R40 R5 R12