1 СТРАТЕГИЯ экономического и социального развития Республики Коми на годы и на период до 2015 года СЫКТЫВКАР 2006
2 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
3 СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА В 2005 ГОДУ ( оценка ) Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
4 ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
5 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2005 ГОДУ ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2005 ГОДУ
6 Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 13,2 км/на 1 тыс. кв. км Справочно: в Северо-Западном федераль- ном округе – 40, России – 32. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 13,2 км/на 1 тыс. кв. км Справочно: в Северо-Западном федераль- ном округе – 40, России – 32. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КОМИ Протяженность: железных дорог – 2,3 тыс. км судоходных путей – 4,1 тыс. км автодорог – 11,8 тыс. км газопроводов – 3,7 тыс. км нефтепроводов – 0,7 тыс. км авиалиний – 45,7 тыс. км Протяженность: железных дорог – 2,3 тыс. км судоходных путей – 4,1 тыс. км автодорог – 11,8 тыс. км газопроводов – 3,7 тыс. км нефтепроводов – 0,7 тыс. км авиалиний – 45,7 тыс. км
7 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ВЫПОЛНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ЗА ГОДЫ
8 ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
9 ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
10 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (более 40%); НИЗКАЯ ДОЛЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ (около 30%); ДЕФИЦИТ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ (доля налоговых платежей в федеральный бюджет составляет около 70%); ДЕФИЦИТ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ (доля налоговых платежей в федеральный бюджет составляет около 70%); НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ (удельный вес малоимущего населения – 15,5%); НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ (удельный вес малоимущего населения – 15,5%); УБЫТОЧНОСТЬ РЯДА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в том числе ЖКХ, ЛЕСОЗАГОТОВКИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ) УБЫТОЧНОСТЬ РЯДА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в том числе ЖКХ, ЛЕСОЗАГОТОВКИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ) ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (от 4% до 8%) ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (от 4% до 8%) Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
11 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИИ цели задачи приоритеты МЕХАНИЗМЫ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕХАНИЗМЫ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Природопользование Инфраструктура Производство Строительство ЖКХ Правопорядок Социальная защита Культура, искусство, физкультура, спорт Молодежь Образование и здравоохранение Малый бизнес Занятость и оплата труда АПК ОСНОВНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ГОСУПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСЫ КАДРЫ
12 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми Г Л А В Н А Я Ц Е Л Ь – повышение уровня и качества жизни населения республики Г Л А В Н А Я Ц Е Л Ь – повышение уровня и качества жизни населения республики ПРИОРИТЕТЫ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК АКТИВИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РОСТ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА РОСТ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
13 ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внесение бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц - субъектов инвестиционной деятельности Внесение бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц - субъектов инвестиционной деятельности Предоставление инвестиционных налоговых льгот и кредитов Предоставление государственных гарантий Республики Коми Субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и части затрат по обслуживанию облигационных займов Субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и части затрат по обслуживанию облигационных займов Стратегия экономического и социального развития Республики Коми Поддержка субъектов инвестиционной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти
14 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ОСНОВНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Строительство ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ АРХАНГЕЛЬСК – СЫКТЫВКАР – ПЕРМЬ Строительство АВТОМАГИСТРАЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – АРХАНГЕЛЬСК – КОТЛАС – СЫКТЫВКАР – КУДЫМКАР – ПЕРМЬ Строительство БОКСИТО-ГЛИНОЗЕМНОГО КОМПЛЕКСА в Республике Коми Строительство ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ в Удорском районе Строительство ЦЕЛЛЮЛОЗНО-КАРТОННОГО КОМБИНАТА в Троицко-Печорском районе
15 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: «Строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Пермь» Цель проекта: строительство железнодорожной магистрали «Архангельск – Сыктывкар – Пермь», проходящей по территории нескольких субъектов Российской Федерации. Проектом предусматривается соединение ключевых регионов России – Европейского Севера и Уральской зоны на основе использования существующих железнодорожных линий со строительством недостающих участков. Общая протяженность трассы: 1311 км, в том числе участки нового строительства: «Северное звено» км «Южное звено» км Финансирование: 57,07 млрд. рублей, в том числе по участкам: «Северное звено» -15,32 млрд. рублей, «Южное звено» - 41,75 млрд. рублей. Субъекты Российской Федерации - участники проекта: Республика Коми, Архангельская область и Пермский край. Конечные результаты проекта: рост ВРП регионов - участников на 15%; рост налоговых поступлений в бюджетную систему (до 6 – 7 млрд. рублей); увеличение объема грузопотоков; развитие территорий, прилегающих к железнодорожной магистрали; обеспечение максимальной загрузки портов Архангельска и Мурманска; создание более 7 тысяч новых рабочих мест; значительное сокращение пробега грузов (до 800 км) и стоимости перевозок из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску; выход регионов Сибири и Урала в Финляндию и на Балтику. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
16 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: Строительство автомагистрали Санкт-Петербург – Архангельск – Котлас – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь с подъездом к Воркуте, Нарьян-Мару, Салехарду, Соликамску Цель проекта – повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны. Стратегическая важность данной автомагистрали обусловлена активным развитием нефтегазового и горнодобывающего комплексов, трубопроводного транспорта в северных районах Республики Коми, Ненецком автономном округе, на шельфе Баренцева моря и Ямала. Республика Коми непосредственно участвует в строительстве следующих участков: «Сыктывкар – Котлас – Архангельск» – 456,3 млн. рублей; «Сыктывкар – Кудымкар – Пермь» – 672,4 млн. рублей; «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар» – 1009,9 млн. рублей. Конечные результаты проекта: обеспечение кратчайшего сообщения между Северо-Западным и Уральским регионами; развитие территорий, прилегающих к автодороге; повышение сбалансированности, эффективности и безопасности; функционирования транспортной системы, обеспечивающей национальные интересы страны. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
17 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: Строительство завода по производству целлюлозы в Удорском районе Республики Коми Цель проекта: объединить предприятия лесозаготовки и лесопереработки в единый комплекс переработки древесного сырья, обеспечивающий увеличение суммы налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 3-4 раза с 1 куб. м спиленной древесины. Предлагаемый проектом завод ориентирован, как на внутренний рынок, так и на экспортные поставки товарной целлюлозы Обеспечение и экономическая доступность древесного сырья - один из факторов инвестиционной привлекательности проекта Финансирование: 876,5 млн. долларов США Конечные результаты проекта: приведение структуры лесопромышленного производства в соответствие с породно-размерным составом лесосечного фонда; дальнейшее развитие целлюлозно-бумажной отрасли; увеличение объема лесозаготовок до 12 млн. куб.м/год; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в беленой хвойной и вискозной целлюлозе; рост налоговых поступлений в бюджетную систему; развитие экспортного потенциала; создание новых рабочих мест (до 1600 человек). Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
18 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: Строительство боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми Цель проекта: создание высокотехнологичного комплекса предприятий по глубокой переработке бокситового сырья Средне-Тиманского месторождения со строительством глиноземного завода Доказанные запасы сырья млн. тонн бокситов Обеспеченность комплекса разведанным сырьем – 30 лет, с учетом прогнозных запасов – более 50 лет Комплекс будет охватывать два уровня вертикально-интегрированного глиноземного производства: - рудник с внутренней подъездной железной дорогой протяженностью около 10 км – мощностью до 6 млн. тонн бокситов в год; - глиноземный завод – мощностью 1,5 млн.тонн глинозема в год. Финансирование: 1,7 млрд. долларов США Конечные результаты проекта: рост валового регионального продукта; создание производства конечного продукта с высокой долей добавленной стоимости; увеличение российского производства глинозема на 50% до 4,5 млн. тонн в год; увеличение обеспеченности отечественной алюминиевой отрасли сырьем с 40% до 80%; снижение импорта глинозема с 3,7 до 2,3 млн. тонн в год; рост налоговых поступлений в бюджетную систему; развитие районов, на территории которых реализуется проект. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми
19 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми Г Л А В Н А Я Ц Е Л Ь – повышение уровня и качества жизни населения республики Г Л А В Н А Я Ц Е Л Ь – повышение уровня и качества жизни населения республики ПРИОРИТЕТЫ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК АКТИВИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РОСТ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА РОСТ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
20 МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Стратегия экономического и социального развития Республики Коми возмещение части затрат граждан на плату процентов по жилищным кредитам возмещение части затрат граждан на плату процентов по жилищным кредитам предоставление молодым семьям субсидий на строительство или приобретение жилья предоставление молодым семьям субсидий на строительство или приобретение жилья предоставление сельским жителям субсидий на строительство индивидуального жилья предоставление сельским жителям субсидий на строительство индивидуального жилья предоставление малоимущим гражданам жилья по договорам социального найма предоставление малоимущим гражданам жилья по договорам социального найма развитие системы ипотечного жилищного кредитования развитие системы ипотечного жилищного кредитования
21 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми М Е Х А Н И З М Ы РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ М Е Х А Н И З М Ы РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ участие в Федеральных целевых программах Целевые республиканские программы Схема развития и размещения производительных сил Комплексный план мероприятий Правительства Индикативный план Оценка природно-ресурсного потенциала МО Государственно-частное партнерство
22 Стратегия экономического и социального развития Республики Коми ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВРП ( на душу населения) - В 1,9 РАЗА ПРОИЗВОДСТВО - В 1,5 РАЗА ИНВЕСТИЦИИ - В 2 РАЗА РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ - В 2,7 РАЗА ТОВАРООБОРОТ - В 1,9 РАЗА ЗАНЯТЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ - НА 41 % ДОЛЯ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ - С 15,5 % ДО 10 % ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ АВТОДОРОГАМИ - НА 23 % ВВОД ЖИЛЬЯ - В 2,3 РАЗА БЕЗРАБОТИЦА - С 3 % ДО 1,75 % ДОЛЯ ВВОЗИМЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЪЕМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ - С 89 % ДО 75 % УВЕЛИЧЕНИЕ СНИЖЕНИЕ 2015 ГОД К 2005 ГОДУ