Оценка психологического климата и ролевой структуры в педагогическом коллективе Провела: доцент факультета психологии ИЭУП, канд.психол.наук, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Advertisements

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Выполнила: Николаева Анна, 10 «б» Руководитель: Смирнова О.М.
Cовременная система мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС.
« Влияние уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников » Автор : Попова Марина, ОГБОУ СПО « Галичский индустриальный колледж » Руководитель.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Социометрия. Обработка первичной социологической информации Собранная первичная социологическая информация еще не является результатом исследования. Ее.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Система мониторинга предмета «Самопознание» Подготовила: психолог гимназии 38 психолог гимназии 38 Пилатова Н.Г.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Презентация «Социометрический метод Дж. Морено». Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО.
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Консультирование Элективный курс по профориентации для учащихся 9-х классов Муниципальная общеобразовательная средняя школа 6 Мызина Ф.М., педагог-психолог.
Транксрипт:

Оценка психологического климата и ролевой структуры в педагогическом коллективе Провела: доцент факультета психологии ИЭУП, канд.психол.наук, директор психологического центра EVENTUS, педагог высш.квалиф.катег., Юсупова Г.В.

Пояснительная записка Целью данного исследования явилось изучение как личностно- Целью данного исследования явилось изучение как личностно- психологических качеств сотрудников, так и социально-психологического психологических качеств сотрудников, так и социально-психологического климата и ролевой структуры как важнейших составляющих жизни климата и ролевой структуры как важнейших составляющих жизни педагогического коллектива. педагогического коллектива. Были поставлены следующие задачи: Были поставлены следующие задачи: Выделить наиболее значимые компоненты в структуре личностных и Выделить наиболее значимые компоненты в структуре личностных и социально-психологических качеств сотрудников и коллектива в целом. социально-психологических качеств сотрудников и коллектива в целом. Подобрать адекватные инструменты для измерения обозначенных качеств. Подобрать адекватные инструменты для измерения обозначенных качеств. Провести эмпирическое исследование и обработку полученных данных. Провести эмпирическое исследование и обработку полученных данных. Представить полученные результаты и их интерпретацию. Представить полученные результаты и их интерпретацию. Усредненные данные по проведенному исследованию доложить участникам Усредненные данные по проведенному исследованию доложить участникам опроса и руководителю с использованием компьютерной презентации. опроса и руководителю с использованием компьютерной презентации. Каждому сотруднику предоставить карту участника опроса с Каждому сотруднику предоставить карту участника опроса с индивидуальными результатами и их иллюстрацией. индивидуальными результатами и их иллюстрацией. На основе обобщения результатов сформулировать выводы. На основе обобщения результатов сформулировать выводы. Составить рекомендации для руководителя коллектива. Составить рекомендации для руководителя коллектива.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие диагностические методики: Для решения поставленных задач были выбраны следующие диагностические методики: «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» (К.Томас); «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» (К.Томас); «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В.Бойко); «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В.Бойко); 3. «Диагностика социально-психологической адаптации» 3. «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд); (К. Роджерс и Р. Даймонд); 4. «Социометрия» (Дж. Морено); 4. «Социометрия» (Дж. Морено); 5. «Определение индекса групповой сплоченности» (Сишор); 5. «Определение индекса групповой сплоченности» (Сишор); 6. «Психологическая атмосфера в группе» (А.Ф. Фидпер); 6. «Психологическая атмосфера в группе» (А.Ф. Фидпер); 7. «Смыслы в профессиональной деятельности»; 7. «Смыслы в профессиональной деятельности»; 8. «Особенности межличностных отношений» (А.А. Рукавишников). 8. «Особенности межличностных отношений» (А.А. Рукавишников).

Результаты исследования Далее приведены усредненные данные, полученные Далее приведены усредненные данные, полученные в ходе обработки перечисленных диагностических в ходе обработки перечисленных диагностических методик в целом по коллективу педагогов (всего 26 сотрудников) методик в целом по коллективу педагогов (всего 26 сотрудников)

Психологическая атмосфера в группе Средний балл по группе – 32 балла (диапазон значений по группе 14 – 54 б)

Групповая сплоченность Средний индекс групповой сплоченности – 14,25 б (диапазон значений по группе 8 – 18 б)

Стратегии поведения Усредненный профиль группы

Эмпатические способности Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, проникновению во внутренний мир другого человека. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, проникновению во внутренний мир другого человека. Среднее значение уровня эмпатии по группе – 20,8 б (диапазон значений по группе 9 – 32 б)

Распределение группы исследуемых по уровням эмпатии

Социально-психологическая адаптация Эскапизм (уход от проблем) – 13,7 б Лживость (стремление казаться лучше) – 34,7 б

Ю В Д Ж И З П У К Б А Н Ч Я Ц Г Е Л С Т Ф Х Ш У У Социограмма лидеры делов. эмоцион. коммун. Выборы: Статусы: изолированные усл.принятые предпочит. Э Н О П К М Ф Е Я Б А Л Д Т Г Ш В Ж Ч Х С З Ц Ю РЭ И

О Ю В Д Ж Р И З Ш Э П У К М Б А Н Ч Я Ц Г Е Л С Т Ф Х Деловые выборы УУ О П Н М К К Ч Х А Я Б Д Е Г Ф Л С Т Ц Ю РЭ И З Ж В Ш

О Ю В Д Ж Р И З Ш Э П У К М Б А Н Ч Я Ц Г Е Л С Т Ф Х У О П Н Ф М Б Я А Д Ц Г К Ч Х ШТ В Ю Р Л С Э И З Ж Эмоциональные выборы Эмоциональные выборы

О Ю Д Ж Р И З Ш Э П У К Б А Н Ч Ц Г Е Л С Т Ф Х У О П М К Я Б Ю Н Ц Х Д Г Ш Т А Ч ЕФ Л С РЭ И З Ж В Коммуникативные выборы Коммуникативные выборы

Смыслы профессиональной деятельности

Сравнительный анализ смыслов проф. деятельности

Особенности отношения к людям Результаты рисунка: Результаты рисунка: Люди в данной группе чувствуют себя хорошо среди людей и имеют склонность как избегать людей, так и искать их. Люди в данной группе чувствуют себя хорошо среди людей и имеют склонность как избегать людей, так и искать их. Люди в данной группе имеют тенденцию общаться как с малым количеством людей, так и имеют сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним; Люди в данной группе имеют тенденцию общаться как с малым количеством людей, так и имеют сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним; Люди в данной группе могут брать на себя ответственность, а могут ее и избегать, в зависимости от ситуации; Люди в данной группе могут брать на себя ответственность, а могут ее и избегать, в зависимости от ситуации; Люди в данной группе более склонны не принимать контроля над собой; Люди в данной группе более склонны не принимать контроля над собой; Люди в данной группе в зависимости от людей и ситуации имеют склонность к установлению друг с другом близких чувственных отношений, но при этом весьма осторожны; Люди в данной группе в зависимости от людей и ситуации имеют склонность к установлению друг с другом близких чувственных отношений, но при этом весьма осторожны; Люди в данной группе предпочитают, чтобы остальные устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения. Люди в данной группе предпочитают, чтобы остальные устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения.

Особенности типичных отношений к людям Результаты: Результаты: Людей в данной группе характеризует потребность в принадлежности к людям, чувствуют себя хорошо среди людей, склонны искать их. Людей в данной группе характеризует потребность в принадлежности к людям, чувствуют себя хорошо среди людей, склонны искать их. Людей в данной группе характеризует склонность к установлению чувственных отношений, но они требуют и предпочитают, чтобы другие люди устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения; Людей в данной группе характеризует склонность к установлению чувственных отношений, но они требуют и предпочитают, чтобы другие люди устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения; Людей в данной группе характеризует потребность не принимать контроля над собой. Людей в данной группе характеризует потребность не принимать контроля над собой.

Выводы: Проведенное социально-психологическое исследование коллектива сотрудников организации позволило сделать следующие выводы. Проведенное социально-психологическое исследование коллектива сотрудников организации позволило сделать следующие выводы. 1. Для сотрудников коллектива в целом характерно стремление 1. Для сотрудников коллектива в целом характерно стремление к достижению компромисса в сложных ситуациях, однако это к достижению компромисса в сложных ситуациях, однако это сопровождается низким уровнем напористости (внимания к отстаиванию собственных интересов) и заниженным уровнем кооперации (внимания к интересам другого). сопровождается низким уровнем напористости (внимания к отстаиванию собственных интересов) и заниженным уровнем кооперации (внимания к интересам другого). 2. Среднее значение эмпатии в группе ниже нормы. Сотрудники 2. Среднее значение эмпатии в группе ниже нормы. Сотрудники коллектива в определенной степени способны входить в эмоциональный резонанс друг с другом, опираться при этом на предшествующий опыт отношений, однако их эмоциональная отзывчивость чаще зависит от коллектива в определенной степени способны входить в эмоциональный резонанс друг с другом, опираться при этом на предшествующий опыт отношений, однако их эмоциональная отзывчивость чаще зависит от оценочных стереотипов, чем от осмысленного восприятия партнеров. оценочных стереотипов, чем от осмысленного восприятия партнеров. 3. Адаптивность сотрудников в данном коллективе сопряжена с высоким 3. Адаптивность сотрудников в данном коллективе сопряжена с высоким уровнем принятия себя, умеренным уровнем ответственности, а также уровнем принятия себя, умеренным уровнем ответственности, а также низким стремлением к лидерству и недостаточной искренностью. низким стремлением к лидерству и недостаточной искренностью. 4. Социометрическое исследование выявило, что сотрудники 4. Социометрическое исследование выявило, что сотрудники воспринимают друг друга, в первую очередь, как коллег по работе, и не воспринимают друг друга, в первую очередь, как коллег по работе, и не хотели бы переносить эти отношения в область личных отношений. хотели бы переносить эти отношения в область личных отношений. В группе есть сотрудники (изолированные), которым предстоит сложная В группе есть сотрудники (изолированные), которым предстоит сложная работа по завоеванию авторитета у коллег. Потребность в контактах у сотрудников выражена умеренно или занижена. работа по завоеванию авторитета у коллег. Потребность в контактах у сотрудников выражена умеренно или занижена. 5. Изучаемая группа сплоченна и достигла уровня зрелого коллектива, сотрудники ценят свой коллектив и свою принадлежность к нему. Однако 5. Изучаемая группа сплоченна и достигла уровня зрелого коллектива, сотрудники ценят свой коллектив и свою принадлежность к нему. Однако они хотели бы видеть отношения друг с другом и с руководством более они хотели бы видеть отношения друг с другом и с руководством более гладкими, и понимают, что следует более ответственно подходить к гладкими, и понимают, что следует более ответственно подходить к выполнению общего дела. выполнению общего дела.

6. Психологическая атмосфера в группе в целом благополучна. 6. Психологическая атмосфера в группе в целом благополучна. Сотрудники увлеченно выполняют свое дело, стремятся к продуктивности Сотрудники увлеченно выполняют свое дело, стремятся к продуктивности в работе, но испытывают недостаток теплоты и согласия в отношениях. в работе, но испытывают недостаток теплоты и согласия в отношениях. 7. Важными смыслами в профессиональной деятельности для сотрудников выступают стремление к развитию собственных способностей, умений и реализация собственного потенциала через работу в данной организации. Они испытывают потребность быть нужными, полезными обществу, 7. Важными смыслами в профессиональной деятельности для сотрудников выступают стремление к развитию собственных способностей, умений и реализация собственного потенциала через работу в данной организации. Они испытывают потребность быть нужными, полезными обществу, осуществлять вклад в развитие своей профессии и занимать осуществлять вклад в развитие своей профессии и занимать определенную социальную нишу. определенную социальную нишу. Для сотрудников значимо чувствовать самоудовлетворение, уверенность Для сотрудников значимо чувствовать самоудовлетворение, уверенность в себе, сострадание, видеть реализацию любимого дела, получать положительные результаты в собственной деятельности и узнавать в себе, сострадание, видеть реализацию любимого дела, получать положительные результаты в собственной деятельности и узнавать что-то новое. что-то новое. 8. Людей в данной группе характеризует потребность в принадлежности 8. Людей в данной группе характеризует потребность в принадлежности к людям, склонность к установлению теплых чувственных отношений. к людям, склонность к установлению теплых чувственных отношений. При этом они предпочитают, чтобы другие люди проявляли к ним интерес При этом они предпочитают, чтобы другие люди проявляли к ним интерес и устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения, а сами весьма осторожны. и устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения, а сами весьма осторожны. Людей в данной группе характеризует потребность не принимать Людей в данной группе характеризует потребность не принимать контроля над собой. То есть они ждут внимания к себе, но не хотели бы, контроля над собой. То есть они ждут внимания к себе, но не хотели бы, чтобы оно переросло в давление по отношению к ним. Им важно чтобы оно переросло в давление по отношению к ним. Им важно чувствовать свою самодостаточность и сохранять свободу действий. чувствовать свою самодостаточность и сохранять свободу действий.