ВЛИЯНИЕ ФАМИЛИЙ И ИМЕН КАНДИДАТОВ НА ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (Неиспользованный ресурс)
14 декабря 1995 года, три дня до выборов в ГД 78% московских избирателей не знают ни одного кандидата по своим одномандатным округам. Чем они будут руководствоваться в кабине для голосования?
Цель исследования Определить возможное влияние на предпочтения избирателей звучания фамилий и имен кандидатов.
Система ВААЛ фоносемантическая оценка слов
План исследования Для каждой из шкал определить долю округов, в которых оценка фамилии/имени победителя голосования превысила среднюю оценку всех кандидатов по этому округу F Вычислить вероятность того, что данное событие имеет случайный характер Pr(F)
Результаты 1995 года по России Избиратели отдавали предпочтения кандидатам, фонетический образ фамилий которых ассоциировался с чем-то Грубым, Мужественным, Подвижным, но в то же время не-Округлым и не-Добрым В случае имен победителей избиратели отдавали предпочтения тем, которые ассоциировались с чем-то Хорошим, Простым, Гладким, Величественным.
Результаты 1997 года по Москве Избиратели отдали предпочтения тем кандидатам, чьи фамилии ассоциировались с чем-то Грубым, Мужественным, Подвижным и Активным Коэффициент корреляции между оценками F для выборов в ГД РФ и Московскую думу составил 0,68 и оказался значимым на уровне 0,001.
Результаты 2001 года по Москве Избиратели отдали предпочтения тем кандидатам, чьи фамилии ассоциировались с чем-то Простым, Грубым и Мужественным Корреляция величин F для 1997 и 2001 гг. составила 0,71 на уровне значимости 0,001
Выводы Фоносемантическое влияние фамилий и имен кандидатов является одним из неиспользованных ресурсов избирательных кампаний. Чем хуже в организованы выборы, тем сильнее проявится этот ресурс. Выявленные закономерности, а также их различие для фамилий и имен, являются дополнительной подсказкой, каким должен быть имидж кандидата, чтобы он понравился избирателям. Мы не застрахованы от его использования на местном, региональном уровне.