Социальное партнерство школы как фактор развития образовательной среды Из опыта работы МОУ СОШ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла 23 г. Комсомольска-на-Амуре Руководитель ШМО Черкасова И.А.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО (англ. partnership) особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)
партнеры Социальная проблема
эффективный рынок образовательных услуг Повышение качества образования Доступность качественного образования
Социальное партнерство - основа организации предпрофильной подготовки Семья психолог ЦВР «Юность» Школа (электив- ные курсы) МОЦ ПУ 11 ПУ 14 ПУ 18 ПУ 24 ПУ 42 ПЛ 2 ПЛ 6 МУК 1 Ученик Предприятия
Совпадение нормативных и маркетинговых целей совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов общность форм, видов и содержание деятельности Ориентиры в выборе партнёров
Учреждения професс. образования Модель партнёрства Бизнес Учреждения дополнительного образования Учреждения культуры Предприятия города Правоохрани- тельные организации Социальные учреждения и службы Учреждения здравоохранения Органы власти МОУ СОШ 23 Ветеранские организации
Школьное самоуправление Детская организация Была создана в 2003 году Советом старшеклассников
Управляющий совет школы Виртуальный музей « МедиАрт » Детская служба примирения Школьные ученические комиссии Активы классов Издательский Дом «Радуга»
Школа - семья Нетрадиционные формы родительских собраний знакомства с профессиями родителей школьная Проектная Неделя классные и школьные традиционные вечера и праздники Спортивные праздники и Дни здоровья творческие встречи с родителями лекции родителей для учащихся о сохранении здоровья
Механизм выстраивания партнёрства управляющие советы (или иные формальные структуры) могут быть итогом работы школы с родителями и социумом, а никак не их целью или – тем более – началом этапность такой работы и ее основные проблемэтапность такой работы и ее основные проблемы.
Три этапа Порядочность Продуктивность Поддержка ПАРТНЕРСТВО СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТЬ ЗНАКОМСТВО Ценности Ресурсы МОТИВАЦИЯ Добровольность Долговременность Взаимная ответственность До ве ри е Ко мп ет ен тн ос ть ВРЕМЯ Це ли
Первый этап – ЗНАКОМСТВО определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временнЫе, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: как минимум два мероприятия: 1) мониторинг родительских запросов и ресурсов 2) и собственный «ценностный аудит». основной итог: желание родителей к осуществлению совместной деятельности
Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ проектирование конкретных программ совместной работы. разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание парнтнеров этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.
Виды совместной деятельности Деятельность«Продукт» 1 - Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса модели, концепции, ресурсы 2 - Проектирование образовательного процесса образовательные программы 3 - Реализация образовательного процесса мероприятия 4 - Взаимоподдержкапсихологический комфорт партнеров
Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей (см.выше) и мониторинг. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон. Основной итог: умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО добровольность, наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). долговременность, нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше.
Дополнительное образование музыкальная школа 1, художественная школа 2, ДЮСШ 2,4 Эколого-биологический центр, ЦВР «Юность», Комсомольский филиал Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр
Учреждения профессионального образования вузы Техникумы и училища города Техникумы и училища города Элективные курсы Дни открытых дверей Спортивные соревнования Научно- практические конференции Мастер- классы Лекции преподавателей для учителей, детей и родителей Экскурсии Концерты КнАГТУ АмГПГ У НГ У МГ У
Учреждения культуры Музеи города Театры Библиотеки Дом культуры РЖД экскурсии праздники читательские конференции встречи с интересными людьми творческие вечера творческие выставки учащихся школы экскурсии праздники читательские конференции встречи с интересными людьми творческие вечера творческие выставки учащихся школы
СМИ «ДВК» «Наш город» «Ю пресс» телеви дение Публикации журналистов о школе Статьи, сочинения, стихи детей Мастер- классы журналистов
Результаты с четкой жизненной позицией способных определять и строить политику и экономику работников, способных творчески относиться к своей деятельности не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт. предприимчивых людей с продвинутым мышлением,