Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах Д. Милославская
Контроль за избирательным процессом Официальный контроль : Избирательные комиссии Суды Прокуратура Органы внутренних дел Общественный контроль : Кандидаты Доверенные лица Наблюдатели ( в том числе международные и иностранные ) Представители СМИ Граждане
Законодательство Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67- ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " ( с изменениями и дополнениями ) Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51- ФЗ " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " ( с изменениями и дополнениями )
Наблюдатель гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов ; (1) гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом (2)
Кем назначается наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, или зарегистрировавшим список кандидатов Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями (1) вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов (2)
Количество наблюдателей Число наблюдателей не ограничивается, однако Одновременное осуществление наблюдения двумя и более представителями одной партии не допускается (1,2) Иных ограничений нет
Международные наблюдатели представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации срок полномочий иностранного ( международного ) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией РФ и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов
Международные наблюдатели приглашаются Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Центральной избирательной комиссией РФ. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека
Не могут быть наблюдателями выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации ( руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (1,2)
Подтверждение полномочий В письменном направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом (1,2) Подписано уполномоченным лицом и удостоверено печатью партии
Период работы С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей (1,2)
Права наблюдателей (1) 1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений ( обращений ) о голосовании вне помещения для голосования ; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период работы наблюдателя ;
Права наблюдателей (2) 3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям ; 4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования ; 5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений ;
Права наблюдателей (3) 6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей ; 7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период работы наблюдателя ;
Права наблюдателей (4) 8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему ;
Права наблюдателей (5) 9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов ;
Права наблюдателей (6) 10) обжаловать решения и действия ( бездействие ) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд ; 11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Наблюдатель не вправе (1) 1) выдавать избирателям избирательные бюллетени ; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня ; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень ; 4) совершать действия, нарушающие тайну голосования ;
Наблюдатель не вправе (2) 5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса ; 6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии ; 7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей ; 8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Представители СМИ вправе (1) 1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий ; 2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно ; 3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов ;
Представители СМИ вправе (2) 4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение ; 5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото - и видеосъемку
Проблемы (1) Отсутствие норм об ответственности наблюдателя « Цель деятельности наблюдателя осуществление пассивного контроля за ходом голосования, выявление нарушений установленного порядка голосования и применение мер по их прекращению и предотвращению » ( комментарий ) – нет перечня мер Узкий перечень субъектов, имеющих право назначать / приглашать наблюдателей
Проблемы (2) Участие граждан в процессе контроля « Потерпевшие » - те, чьи права нарушены « Свидетели нарушений » - те, кто готов подтвердить факт нарушения закона « Активисты » - те, кто готов обращаться в ИК и суды для восстановления прав
« Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участия ? Чтобы быть, я должен участвовать.» Антуан де Сент - Экзюпери « Военный летчик »
Спасибо за внимание !