Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьный уклад как ресурс развития субъектной позиции учащихся Семинар 2 в рамках ГЭП «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных.
Advertisements

Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Программа воспитания. Цель программы: воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека.
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Воспитательный аспект современного урока в контексте реализации ФГОС второго поколения.
Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции учащихся Семинар 3 в рамках ГЭП «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Проектирование образовательного события «Марш Победы» с позиций субъектно- ориентированного педагогического процесса Кужина С.В., МОУ СОШ 32, г. Рыбинск.
Психологические особенности подросткового возраста.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Транксрипт:

Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной площадки гг.

« В настоящее время вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив нашей цивилизации от тех способностей и качеств человека, которые становятся и формируются в образовании» В.И.Слободчиков

«Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодействие (субъектность) человека, его уникальность и самобытность, личностный способ жизни являются фундаментальными ценностями нашей христианско-европейской, русской православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашего образования, нашей деятельности, наших взаимоотношений и наших встреч друг с другом»

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: Определение, структура, примеры проявления

2 способа жизни: Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: отец и мать, затем учителя, друзья, затем супруг (супруга) и дети.… Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии – важнейшего качества субъектности человека. Человек становится способен мысленно приостановить течение жизни, выйти за ее пределы, занять некоторую позицию вне ее. Это - решающий, поворотный момент: «Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, нравственному скептицизму, либо – путь к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе» С.Л.Рубинштейн.

Позиция - осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе человека

Субъектность - Способность человека превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, становится и быть субъектом собственной жизни: Способность управлять своими действиями Планировать способы своих действий, реализовывать намеченные программы, Контролировать ход и оценивать результаты своих действий

Субъектная позиция - Способ реализации человеком своих базовых целей и ценностей в отношениях с другими людьми

Субъектная позиция: определенная система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, совершать жизненные выборы и поступки, основным критерием которых является совесть.

Психологическая структура субъектной позиции: Смысл Ценность Способ действия

Субъектная позиция: Ценностно- смысловой компонент Инструмен- тальный компонент

Ценностно-смысловой компонент: Способность к осуществлению выборов. Способность к совершению поступков - внутренне мотивированных, ценностно окрашенных действий. Способность соотносить себя, свои действия и жизненные планы с культурными и историческими реалиями, ценностями мира людей. Умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку. Способность к переживанию и выражению высших человеческих чувств.

Инструментальный компонент Умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей; Гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемых исходя из внешних условий и внутреннего отношения; Саморегуляция в процессе достижения целей и решения задач, готовность к самоограничению сиюминутных интересов во имя достижения целей. Развитая рефлексия, критичность к себе и результатам своей деятельности. Навыки общения, взаимодействия с другими людьми, командной работы.

Развитие субъектной позиции учащихся как педагогическая задача Какие психолого-педагогические возможности есть в нашем распоряжении?

«Ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы воспитанник вырастал, сам встал на путь приобретения этих человеческих способностей»

Модель деятельности ОУ по развитию субъектной позиции Формирование устойчивой субъектной позиции Ценностный аспектКомпетенции Проектирование системы условий для развития СП Школьный уклад Индивидуальная поддержка личностного роста Содержание образования Ценностно-ориентационное единство педагогического коллектива Управление процессом формирования субъектной позиции

Ситуации развития, способствующие формированию субъектной позиции: Знакомство с культурными образцами проявления субъектной позиции Проживание ценностных ситуаций и осознание своих действий Совершение выбора и проживание его последствий. Проектирование и реализация социально значимой деятельности. Осознание выбранного способа действия, его оценка, нахождение перспектив усовершенствования и альтернативных вариантов (в индивидуальной и групповой деятельности). Проживание ситуаций, требующих осмысления позиции другого человека, соотнесения ее со своей собственной. Принятие индивидуальных и групповых решений Оказание помощи другим людям и др.