Влияние мотивации на эффективность деятельности Семестр3. Тема6. Лекция7.
Оптимум мотивации. Закон Йеркса - Додсона Р. Йеркс ( )
Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Додсона (1908)
Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона
Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности Э. Диси: две фундаментальных мотивационных тенденции: потребность к самодетерминации и в компетентности. Студенты и головоломки Внешние М.: ситуация избегания наказания, призы и награды, соревнование
Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности Внутренние М.: наличие выбора и свобода его осуществления, оптимальный уровень сложности деят-ти Шапира: Свободный выбор –> более сложные головоломки Задания, вызывающие интерес, харак- теризуются новизной, перцептивной или когнитивной сложностью и непредсказуемостью-> Внутр. М.
Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности При наличии положительной обратной связи испытуемые при решении головоломок проявляли более высокую внутреннюю мотивацию в период свободного выбора, Почему $$ не обратная связь?? Контролирование и информирование в рамках обратной связи Селигман: выученная беспомощность
Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности Тенденция к продолжению Без подкреп- ления – нет Продолжаетс я и без наград Сложность и объем задач Выбор более простых Оптимальная трудность КреативностьПодавляетСпособствует Алгоритмизир ованность СпособствуетСпособствует гибкости
Мотивация достижения Взаимодействие личности со средой, кот. включает идею достижения. Х. Хекхаузен: соревнование с установленными критериями наивысшего качества Шкала: хуже – лучше; неудача – успех Критерии успешности: на задачу, на себя, на других
Мотивация достижения МД – попытка увеличить или сохра- нить способности человека ко всем видам деятельности, в которых могут быть применены критерии успешности. Мотив достижения / мотив избегания неудачи Ориентация на цель или серию целей. Задачи средней сложности!
Методы измерения Д. Мак-Клеланд 1. Что здесь происходит и кто эти люди? 2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим? 3. Что думает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет? 4. Что произойдет дальше, чем все закончится? Инструкция и поведение экспериментатора
J. Atkinson, 1953: Избегание неудачи
Х. Хекхаузен, 1960 Стратегии УП при разных вариантах МД: МД – задачи несколько выше средней сложности ИзН – экстремальные выборы