Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА Что я знаю о профессиях? Какие экзамены сдавать? Интересны ли мне эти предметы? Что я умею? Что говорят СМИ? Сколько стоит обучение? Какие традиции в семье? Что мне советуют? Что я хочу?
Как сделать выбор? Определить собственные склонности и возможности Оценить ситуацию на рынке труда и потребности общества
Критерии выбора
Начало работы по профориентации Знакомство с миром профессий РодителиПсихологи Тематические видеофильмы Общение со специалистами из разных областей Участие в разных видах деятельности Преподаватели Папка ученика
Профориентация в старших классах школы Профильное образование начинается после 9 класса К этому возрасту школьнику необходимо: 1. Заранее определить, где учиться в дальнейшем 2. Научиться анализировать свои склонности и способности, сопоставлять их с будущей профессией 3. Научиться строить планы 4. Научиться принимать самостоятельные решения
Выбор ВУЗа Основная задача старшеклассника – определиться с ВУЗом ? Информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, о подготовительных курсах и предстоящих экзаменах Комплексное профессиональное тестирование Индивидуальная беседа с психологом
Активизирующие методы Позволит ли учеба мне реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания ВУЗа? Беседа с психологом Простроить личную жизненную перспективу Составление цепочек возможных жизненных выборов По таблицам сопоставить факторы и варианты выборов Подбираются развивающие тренинги и учебные курсы Выявляются препятствия на пути к цели
Подходы профориентационной работы 1.Информационный подход Цели:Методы: 1. Обеспечение школьников информацией о профессия, ВУЗах и т.д. 2. Предоставить информацию о рабочих местах и рынке труда 3. Обучение методам планирования своей карьеры Образователь ные выставки Дни открытых дверей Встречи со специалистами и представителями ВУЗов Семинары Книги, справочники Интернет-ресурсы
2.Диагностико консультационный подход Цели:Методы: Установление соответствия особенностей школьника и требований профессий Тесты Игры Беседы с психологом Выявление профессионально- важных качеств Профессионально-важные качества- требования, предъявляемые профессией к человеку Осознанный выбор оптимального варианта профессии
3.Развивающий подход Цели:Методы: 1. Развитие навыков для овладения профессией 2. Развитие навыков для успешного трудоустройства Тренинги, развивающие навыки общения, планирования времени, постановки целей Обучающие компьютерные программы Мастер-классы Деловые игры
4.Активизирующий подход Цели:Методы: Формирование внутренней готовности к построению своего профессионального и жизненного пути Элементы игры Нестандартные вопросы Провокации Интерес школьника к проблеме профессионального Новый взгляд на привычные явления Самоанализ Выводы об особенностях профессии Связь жизненных ценностей и профессии
Профориентация: интеграция
Методика «Профориентатор» Какие профессии подходят: сильные и слабые стороны школьника Какой профиль класса выбрать в школе В каком ВУЗе получить соответствующее образование В каких тренингах принять участие: какие качества развивать Анализ интересов Анализ способностей Анализ личностных качеств
Составляющие верного выбора профессии 1.Интерес к профессии 2. Наличие необходимых способностей 3. Совпадение особенностей профессии с типом личности
Познание себя- важный составляющий элемент успешного выбора Какой я? (блок «Личность») Что я могу? (блок «Структура интеллекта») Чего я хочу? (блок «Интересы»)
Филиалы центров тестирования в регионах России Найти ближайший:
Результаты теста «Профориентатор» 1. Соответствие личностных качеств и специфики профессий 2. Список рекомендуемых профессий
Стандартизация экзаменов по специальностям С введением единой системы ЕГЭ произошла стандартизация экзаменов по специальностям:
Профессии и ЕГЭ ЕГЭ к профессии Профессии Консультация более комплексная: сочетание информационного и диагностического подходов
Заключение Удачи в выборе!