Вторая волна приватизации Группа 20 МBA «Финансы» и Президентская программа «Вечер»
Позиция государства Государство не должно думать о максимизации прибыли, занимаясь приватизацией. Государство - единственный продавец, который продавая, зарабатывает дважды: получает доход разовый: и получает налоги. Продав собственность, оно продолжает зарабатывать. Больше ни один собственник такой привилегии не имеет.
Кто мы Группы консультантов Правительства РФ «Группа освоения активов второй волны» или Как продать Россию по второму разу? Главные вопросы: Кому продавать активы ? Как продавать активы ? Когда продавать активы ?
Котировки компаний и оценки Эмитент Долгосрочный РДЭ* в иностранной валюте Долгосрочный РДЭ* в национальной валюте ПрогнозЦель продажи ОАО "Аэрофлот"BB+ Стабильныйполучение денежных средств ОАО "РЖД"BBB Стабильныйпо лучение денежных средств ОАО "Русгидро"BB+ ПозитивныйДолгосрочное развитие ОАО "Совкомфлот"BBB- Стабильный при условии обеспечения контроля за размещением заказов на российских верфях ОАО ВТБBBB Стабильный условие привлечения надежных инвесторов, повышения рыночной капитализации ОАО "Роснефть"BBB- Негативный планируется провести операции по обмену активами с инвесторами при условии повышения капитализации компании ОАО "Россельхозбанк"BBB Стабильный с возможностью направления средств на увеличение капитализации банка с учетом предварительного осуществления предпродажной подготовки". ОАО "Росагролизинг"BB+ Стабильный привлечению надежных портфельных инвесторов в целях повышения качества предоставляемых услуг
Продаваемые доли в компаниях КомпанияДоля продажи ОАО Сбербанк9,3 ОАО Русгидро9,38 ОАО Роснефть24,16 ОАО ВТБ24,5 ОАО Совкомфлот25 ОАО ОЗК25 ОАО Росагролизинг25 ОАО Росспиртпром25 ОАО АК Транснефть27,1 ОАО ФСК ЕЭС28,11 ОАО РЖД34,99 ОАО Россельхозбанк49 Госкорпорация Ростехнологиине определен ОАО Аэрофлотне определен
Отрасли ОтрасльНазвание Госкомпании Финансовая ОАО ВТБ ОАО Сбербанк ОАО Россельхозбанк ОАО Росагролизинг Энергетика ОАО Роснефть ОАО Русгидро ОАО ФСК ЕЭС ОАО АК Транснефть Транспорт ОАО РЖД ОАО Совкомфлот ОАО Аэрофлот Пищевая промышленность и сельское хозяйство ОАО ОЗК ОАО Росспиртпром Промышленность Госкорпорация Ростехнологии
SWOT – анализ компаний второй волны Силы Занимаемая доля рынка продаваемых компаний Использование собственных ресурсов (для производства и добычи) Высокая доходность в стране Слабости Непрозрачность компаний Изношенность основных фондов Возможности Возможность соглашений на уровне правительства и инвесторов (лоббизм) Выход компании на новые рынки Угрозы Политическая нестабильность (выборы в России) Правовая нестабильность для инвестора (суды, коррупция и т. д.)
Стратегия продажи 1 Компания: акции отсутствуют на рынке капитала, продаётся более 25 %, компания работает в любой из отраслей. Первый этап: повышение уровня корпоративного управления, через продажу части актива иностранному инвестору. Подготовительная стадия длится несколько лет. Второй этап: проведение IPO на западных или восточных торговых площадках, в зависимости от специфики бизнеса. Активы должны продаваться при благоприятной конъюнктуре. Например ОАО «Россельхозбанк»
Стратегия 2 Компания: присутствует на рынке капитала (внутреннем), продаётся любой размер пакета, компания из любой отрасли. Компания ждёт благоприятную конъюнктуру рынка, проводятся акции, которые улучшают корпоративную культуру и прозрачность команды управления (пример ОАО Сбербанк). Компания стремится максимально увеличить капитализацию.
Стратегия 3 Компания: индивидуальный подход – для компаний, которые могут быть проданы с помощью правительственных соглашений – ОАО Роснефть (продажа нефти), Государственная корпорация «Ростехнологии» (производство продукции для ВПК и технологичной продукции)
Выводы: Для каждой из компаний нужно применить разные стратегии продаж. Нужно дождаться конъюнктуры на рынке капитала (не продавать дёшево), используя время для повышения эффекта от продажи.
Спасибо за внимание!