Логопед МОУ ВСОШ 2 Занятие по первому этапу дифференциации звуков. Занятие по первому этапу дифференциации звуков. представляет
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием ИКТ. Этап: Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.
Предлагаемый материал составлен на основе имеющегося у автора опыта работы по использованию наглядно-дидактического материала на занятиях по дифференциации звуков. Материал собирался в течение нескольких лет и представляет собой модификацию игр, как уже описанных в методической литературе, так и разработанных автором самостоятельно.
Цели: образовательные: Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия. Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия. Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении. Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении. Закрепить знания о характеристике звуков. Закрепить знания о характеристике звуков. Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами. Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.коррекционные: Развивать фонематический слух и анализ. Развивать фонематический слух и анализ. Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Предупреждение дисграфических ошибок. Предупреждение дисграфических ошибок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать мелкую моторику рук.воспитательные: Воспитывать умение понимать учебную задачу. Воспитывать умение понимать учебную задачу. Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям. Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Психологический настрой - Звуки чётко произносим, - Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно. Слушаем внимательно. Буквы правильно читаем, Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. Пишем их старательно.
К нам в гости пришёл … Пушистик Определите третий звук, пятый звук в его имени.
Тема занятия: Звуки и буквы с – ш.
Артикуляция звуков Артикуляция звуков а) как свистит свисток : с – с – с. Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала: Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка Струйку воздуха пускай, Улыбнись и просвисти, «ССС» произнеси.
Уклад органов артикуляции звука С
Характеристика звука С: свистящий, свистящий, долгий, твёрдый,глухой согласный звук.
б) как шипит змея : ш – ш – ш. Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала: Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала: Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает. Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше. Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмём зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы «Ш» как шёлк шуршал.
Уклад органов артикуляции звука Ш:
Характеристика звука Ш: шипящий,долгий, всегда твёрдый, глухой, согласный звук.
Сравнение артикуляции с опорой на картинки-символы:
Различия и сходство : Различия в укладах артикуляции обоих звуков: разное положение губ, разное положение языка: С -, Ш -, разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш – тёплая. разное положение губ, разное положение языка: С -, Ш -, разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш – тёплая. Сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, «голосовой моторчик» не работает. воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Артикуляционная гимнастика. а) для губ: «Улыбка» Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 – пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 – пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. «Рупор» «Рупор» Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 – пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с «Рупором» 5 сек., на счёт 2 – ладонь сжимается в щепоть. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 – пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с «Рупором» 5 сек., на счёт 2 – ладонь сжимается в щепоть. б) для языка: «Чашечка» Под счёт 1- пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «Чашечки» и удерживаются одновременно с «Чашечкой» 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее. Под счёт 1- пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «Чашечки» и удерживаются одновременно с «Чашечкой» 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее. «Горка» Под счёт 1- согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с «Горкой» 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.
Совушка-сова Большая голова. (Большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть на корточки.) Во все стороны глядит. (Повороты головы влево- вправо.) Физминутка
Дыхательная гимнастика. А теперь мы не спеша А теперь мы не спеша Будем правильно дышать. Будем правильно дышать. Раз, два, три, четыре, пять! Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим, Руки за спину положим, Голову поднимем выше Голову поднимем выше И легко, легко подышем. И легко, легко подышем. (Вдох через нос, долгий выдох через рот.)
Сравнение букв Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и, с и. Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы? Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и, с и. Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы?
Закрепление 1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук. а) Ребёнок изображает, как свистит в свисток, поднося руку ко рту (ссс), то делает зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползёт змея (шшш). б) Ребёнок показывает на схемы звуков: или 2) Повторить за логопедом слоги с опорой на схемы звуков: са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш. са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш.
Физминутка. Физминутка. Упражнение для мелкой моторики рук: «Стол». Стол стоит на толстой ножке, Сверху крышка, как ладошка. ( Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
Дифференциация в словах. Дифференциация в словах. 1)Логопед называет слова со звуком с или ш (шум, сын, шаг, мышь, нос, пояс, душ и др.) Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или. Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или.
2) Игра «Четвёртый - лишний». Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему? Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему?а)
б)
в) в)
Итог занятия. -Какие звуки мы учились сегодня различать? -Чем отличаются эти звуки? Оценка деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь). Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь). 1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук «Стол». Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш? 1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук «Стол». Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш? Стол стоит на толстой ножке, Сверху крышка, как ладошка. ( Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках: 2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках: Всю ночь летает, мышей добывает, Всю ночь летает, мышей добывает, А станет светло – спать летит в дупло. А станет светло – спать летит в дупло. Мохнатенькая, усатенькая, Мохнатенькая, усатенькая, Ест, пьёт, песенки поёт. Ест, пьёт, песенки поёт.
3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур 3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур по образцу: по образцу:
- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика? -А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению.
Материалы Интернет Интернет Презентации Почаловой А.И. Презентации Почаловой А.И. Презентации Вечкуткиной С.А. Презентации Вечкуткиной С.А. Ткаченко Т.А. Использование физминуток Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у до- школьников. Дошкольное воспитание для развития пальцевой моторики у до- школьников. Дошкольное воспитание Зайцева И.Ю. «Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошколбников». Фестиваль «Открытый урок» 2009 Зайцева И.Ю. «Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошколбников». Фестиваль «Открытый урок» 2009