ПРОГРАМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ КОМПЬЮТЕРА ВЫПОЛНИЛ: КРАШАКОВ ДЕНИС ПРОВЕРИЛА: ПОПОВА Е.А
КТО ТАКИЕ ПРОГРАММИСТЫ Назначение ПРОГРАММИРОВАНИЯ – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. ПРОГРАММИСТЫ-специалисты, профессионально занимающиеся программированием. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. В настоящее время пользователей больше чем программистов.
Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит, и пр., а также систем программирования. Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и многие другие.
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Универсальные языки программирования – ПАСКАЛЬ, БЕЙСИК, СИ, ФОРТРАН.
Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования. СИСТЕМА ПРОГРАМИРОВАНИЯ – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
КОМПЬЮТЕР КАК ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМОВ
ВЕЛИЧИНА - отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место в памяти компьютера. ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ – это информация, хранимая в этом поле памяти. ТИПЫ ВЕЛИЧИН ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ
КОНСТАНТЫ записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейки памяти и остается неизменным в течении работы программы. ПЕРЕМЕННЫЕ в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами. Эти имена называют – идентификаторами. Примеры идентификаторов: A, X, B3, prim, r25 и т.п.
Алгоритм решения любой задачи на компьютере составляется из следующих команд: присваивания; ввода; вывода; обращения к вспомогательному алгоритму; цикла; ветвления.
КОМАНДА ПРИСВАИВАНИЯ := Значок «:=» читается «присвоить». Например: Z := X+Y Если слева от знака присваивания стоит числовая переменная, а справа математическое выражение, то такую команду называют арифметической командой присваивания.
КОМАНДА ВВОДА Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом. Команда ввода в описаниях алгоритмов будет выглядеть так: ввод Например: ввод A, B, C Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
КОМАНДА ВЫВОДА Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода. Команда вывода в алгоритмах будет записываться так: вывод Например: X1, X2
ПРИСВАИВАНИЕ; СВОЙСТВА ПРИСВАИВАНИЯ Переменная величина получает значение в результате присваивания. ТРАССИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА процесс ее заполнения- трассировочный командаab a:= 1 b:= 2 x a a:= b b:= a + b
КомандаXYZ Ввод X, Y Z:= X X:= Y Y:= Z вывод X, Y
Алгоритм деления дробей В матем. форме: : = = алг Деление дробей цел a,b,c,d,m,n нач ввод a,b,c,d m: ad n: bc вывод m,n кон
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПАСКАЛЯ ПАСКАЛЬ – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Язык разработан 1971году, назван в честь Блеза Паскаля. Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
алг Деление дробей Program Division цел a, b, c, d, m, n var a, b, c, d, m, n: integer; нач begin ввод a, b, c, d readln (a, b, c, d); {ввод} m: ad m: a*d; {числитель} n: bc n: b*c; {знаменатель} вывод m, n write (m, n) {вывод} кон end Алгоритм реш. Программа на паскале дробей
Program В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Integer – целый тип, real – вещественный тип. Begin – начало, end – конец. begin end
read ( ) или readln ( ) В конце нажимается клавиша ( ) Write( ) или writeln ( ) + сложение - вычитание * умножение / деление
Матем. выраж C На Паскале A*A + B*B – 12*C или SQR (A) + SQR (B) – 12*C Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы.
В команде ветвления в качестве условия может использоваться отношение неравенства между величинами. Числовые величины, которые могут принимать любые значения( целые и дробные ), имеют вещественный тип. Для решения одной и той же задачи можно построить несколько вариантов алгоритмов. Несколько ветвлений в одном алгоритме могут быть последовательными и вложенными.
На языке Паскаль имеется оператор ветвления - условный оператор. Который имеет вид: If then else На ветвях условного оператора могут находиться простые или составные операторы. Составной оператор – это последовательность операторов, заключенная между служебными словами begin и end. В сложных логических выражениях используются логические операции: and, or, not.
Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме. Прежде чем начать составление программы, нужно продумать сценарий. Например сценарий вычисляющий сумму двух целых чисел: Введите первое слагаемое: A=237 ; Введите второе слагаемое: B=658 ; A+B = 895 Пока!
Program Summa; var A, B: integer; begin write (введите первое слагаемое: А=); readl (A); write (введите второе слагаемое: B=); readl (B); writeln; writeln (A+B=, A+B); writeln (пока!) end.
Этапы решения расчетной задачи на компьютере 1)Постановка задачи 2)Математическая формализация 3)Построение алгоритма 4)Составление программы на языке программирования 5)Отладка и тестирование программы 6)Проведение расчетов и анализ полученных результатов Эту последовательность называют технологией решения задачи на компьютере.
Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется – числом перестановок. Число перестановок равно N! (N-факториал): N!= 1*2*…*N. Любой циклический алгоритм может быть построен с помощью команды «цикл-пока» (цикл с предусловием). Цикл – команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд. Оператор цикла с предусловием в Паскале: while do ; Оператор составляющий тело цикла, может быть простым или составным.
Алгоритм Евклида предназначен для получения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Структура алгоритма Евклида-цикл с вложенным ветвлением. Ручная трассировка может использоваться для проверки правильности лишь сравнительно простых алгоритмов. Правильность программ проверяется путем тестирования на компьютере.
МАССИВ – это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Представление таблицы в языках программирования называется массивом. Линейная таблица- одномерный массив В алгоритмах, связанных с перебором элементов массива, удобно использовать структуру «цикл с параметром». Месяц температура ,55, ,224175,4-7-18
Описание и обработка массива на Паскале Общая форма описания одновременного массива на Паскале такая: var : array[ ] of
Описание массива t будет следующим: var T: array [1..12] of real; Цикл с параметром на Паскале Рассмотрим полный текст программы на Паскале. Program Temperature; var T: array [1..12] of real; I: integer; Tsred: real; begin (цикл ввода) for I:=1 to 12 do begin write(T [,I:2,]=); readln (T[I]) end; (цикл суммирования) Tsred:=0; For I:=1 to 12 do Tsred:= Tsred:+ [I]; (вычисление среднего) Tsred:= Tsred/12; Writeln(среднегодовая t=,Tsred: 6: 2, градусов) end.
Случайные числа – результаты случайного выбора из конечного множества значений ( игровой кубик, жребий и Т.Д) Функция random (x) – датчик случайных чисел в диапазоне от 0 до Х на Паскале. Для почёта количества искомых величин используется переменная – счётчик.