Влияние стимулирования высокотехнологичных отраслей машиностроительного комплекса на развитие российской экономики VI Международная конференция по высоким технологиям и фундаментальным исследованиям октября 2008 г., Санкт - Петербург Институт финансовых исследований
2 Актуальность тематики Необходимость перевода экономики с энерго - сырьевого типа развития на инвестиционно – инновационный. Необходимость поиска новой «отрасли – источника» экономического развития. Накоплено достаточно финансовых ресурсов и завершены процессы их перераспределения из ТЭКа и консолидации в госфондах. Необходимо разработать и реализовать механизм трансформации финансовых ресурсов в инвестиционные.
3 Базовая гипотеза Признание конкурентоспособности продукции на мировом рынке Признание конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке =
4 Условия конкурентоспособности Осуществление экспортной деятельности в гг. и в гг. Экспортный потенциал хозяйствующих субъектов ВТК МСК после 2010 г. (перспективные образцы профильной продукции).
5 Конкурентоспособные отрасли ВТК МСК ОПК ПАК ФА, Су-30МК, МиГ-29ОВТ АТП ВВЭР-1500, ПАЭС КС РКП РН «Ангара» Гражданское авиастроение SSJ, МС-21 Автомобильная промышленность Toyota Camry, Renault («В» и «С»), Fiat Ducato ВТК МСК Прирост экспорта ВТК МСК до 4-5 млрд. $ в год
6 Модель производственно-инвестиционных процессов Построение информационно-аналитической базы данных для исследований межотраслевых взаимодействий и оценки мультипликативного эффекта SEMMII «Точка» инвестирования (эффективная отрасль) DEMMII Мультипликативный эффект Производственный блок Инвестиционный блок Алгоритм освоения комплекса частных источников Место подключения госинвестиций Механизм возвратности и доходности госинвестиций
7 Главный результат SEMMII Темпы роста ВВПОтраслевая структура ВДС Нефтегаз+- Уголь+- Эл-ка+- ЧМ-+ ЦМ-- ХиН-+ МСК-+ Наиболее эффективная отрасль – ВТК МСК
8 Потенциальный выпуск иномарок российской сборки на период гг., млн шт.
9 Импортозамещение в автомобильной промышленности на период гг.
10 Импортозамещение в гражданском авиастроении на период гг.
11 Импортозамещение в энергетическом машиностроении на период гг.
12 Дополнительный прирост долей отраслевых комплексов, проц. пункты (в среднем за период гг.) DEMMII-I, проц. пункты Стимулируемые комплексы ТЭКМеталлургияХиНМСК ТЭК1,270,150,200,10 Металлургия0,021,140,060,19 ХиН0,02 0,850,04 МСК0,02 0,040,85 DEMMII-II, проц. пункты Стимулируемые комплексы ТЭКМеталлургияХиНМСК ТЭК1,280,190,210,19 Металлургия0,021,320,060,38 ХиН0,02 0,930,07 МСК0,020,550,253,49
13 Потенциальная динамика ВВП на период гг.
14 Выводы Комплексное развитие промышленности становиться возможным только при стимулировании ВТК МСК. Стимулирование экспорта дает положительный эффект на краткосрочную перспективу и почти исчерпывает себя до 2015 г. Импортозамещение в ВТК МСК (и в металлургии высшего передела) приводит к устойчивым темпам роста экономики и диверсифицированному промышленному производству.
15 Основные итоги исследований Консолидированы и систематизированы все источники частных инвестиций и приведен алгоритм их освоения хозяйствующими субъектами для повышения эффективности деятельности по привлечению инвестиций. «Точкой подключения» госинвестиций является этап модернизации и расширения производственной базы, а также новое строительство. Это будет способствовать скорейшему наполнению фонда основных средств предприятий. Разработан механизм комплексной оценки мультипликативного эффекта на промышленность от стимулирования экспорта ВТК МСК. Разработан механизм возвратности и доходности госинвестиций, который позволит эффективно трансформировать вложенные государственные средства в инвестиции, «высвободить» часть госсредств и перенаправить их на решение социальных проблем.
16 Спасибо за внимание!