Алгоритм и его свойства
Алгоритм заранее заданное понятное и точное предписание возможному исполнителю совершить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов.
Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.
Исполнитель алгоритма это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Обычно исполнитель ничего не знает о цели алгоритма. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов "почему" и "зачем".
Свойства алгоритмов: 1. Понятность для исполнителя исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять. Иными словами, имея алгоритм и произвольный вариант исходных данных, исполнитель должен знать, как надо действовать для выполнения этого алгоритма. 2. Дискретность (прерывность, раздельность) алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов (этапов). 3. Определенность каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический хаpактеp и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.
4. Результативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоритм либо должен приводить к решению задачи, либо после конечного числа шагов останавливаться из-за невозможности получить решение с выдачей соответствующего сообщения, либо неограниченно продолжаться в течение времени, отведенного для исполнения алгоритма, с выдачей промежуточных результатов. 5. Массовость означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма.
Способы записи алгоритмов словесная (запись на естественном языке); графическая (изображения из графических символов); псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.); программная (тексты на языках программирования).
Блок-схема При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок- схемой
Обозначения - начало, конец - ввод, вывод данных - условие - действие 9
Пример 1. Вычислить площадь треугольника, если известна его сторона b, и высота проведенная к этой стороне h. начало конец Ввод a, h S=(a*h)/2 Вывод S
Псевдокод Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов.
Школьный алгоритмический язык Основные служебные слова алг (алгоритм) арг (аргумент) рез (результат) нач (начало) кон (конец) цел (целый) вещ (вещественный) сим (символьный) лит (литерный) лог (логический) таб(таблица) нц (начало цикла) кц (конец цикла) длин (длина)
дано надо если то иначе все пока для до знач и или не да нет при выбор ввод вывод утв
Общий вид алгоритма: алг название алгоритма (аргументы и результаты) дано условия применимости алгоритм надо цель выполнения алгоритма нач описание промежуточных величин последовательность команд (тело алгоритма) кон Часть алгоритма от слова алг до слова нач называется заголовком, а часть, заключенная между словами нач и кон телом алгоритма.
В создании презентации использовались материалы: Учебников: Шауцукова Л.З. Информатика М.: Просвещение, 2000 г. Сайтов: 1. htmlhttp://allahveranov.livejournal.com/ html 2. videouroki.net