Тема урока: Прошлое – родина души человека ( По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет») Автор урока: учитель русского языка и литературы Алексеева Валентина Георгиевна
Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Образовательная цель: провести детальный анализ рассказа В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет », опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать вдумчиво. Воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; способствовать процессу духовного развития, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Развивающие цели: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков; развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.
Задачи урока: -Познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; провести детальный анализ рассказа В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет » ; - формировать умение учащихся составлять связанный рассказ, включив в него цитаты из прочитанного текста; -развивать речь и творческие способности учащихся.
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным - полна, И близких всех душа не позабудет … (Н.Рубцов)
- Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.2.То же, что воспоминание о ком-чем-н. Хранить п. о событии. 3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя.
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.
В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.
Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".
Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева.
Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду.
Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос, - с избытком, с какой – то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений.
За повести «Пастух и пастушка» и «Последний поклон» Виктор Астафьев в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, а в 1978 году ему была присуждена премия СССР за повествование в рассказах «Царь – рыба».
«С возвращением в отчие места начинается какой-то новый пласт жизни. Возникает желание что-то найти. Вот я хожу по Овсянке и что- то ищу, ищу. Детство свое. И знаю, не найти его, а все равно на что-то надеюсь. И вот этот поиск, это блуждание по далям памяти рождает какую-то светлую грусть». В. АСТАФЬЕВ
Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" ( 1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки.
Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Лауреат премии «Триумф», Герой Социалистического труда.
Астафьев продолжал работать до последнего дня, из под его пера выходили новые «Затеси», военные рассказы. Они были опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролетный гусь», которая оказалась последней книгой писателя. В ноябре 2001 года В.П. Астафьева не стало…
«…Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму, и мы шаримся в ней, ищем дно, опору и какой-то путеводный свет будущего. Зачем он нам, тот свет, ведущий в геенну огненную? Мы жили со светом в душе, добытым задолго до нас творцами подвига, зажженным для нас, чтоб мы не блуждали в потемках, не натыкались лицом на дерева в тайге и друг на дружку в миру, не выцарапывали один другому глаза, не ломали ближнему своему кости. Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье, всесветное во все безверье. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим... » В.П.Астафьев
-Какие чувства вызвал рассказ? -Над чем заставил задуматься? -Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? -О чем этот рассказ? -Какова его идея?
Задание 1 группе. Составьте связанный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты из прочитанного текста. Задание 2 группе. Составьте связанный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты из прочитанного текста. Задание 3 группе. Составьте связанный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты из прочитанного текста. Задание 4 группе. Составьте связанный рассказ о главном герое, включив в него цитаты из прочитанного текста.
-Что вам особенно понравилось на уроке? Что показалось трудным? -Сегодня на уроке я открыл …, почувствовал …, узнал …, понял …, задумался …, испытал …, приобщился …
Домашнее задание Рисунок Творческая работа Закончите предложение: « Прошлое – родина души человека… …
Использованная литература: Духовно-нравственное воспитание личности подростка средствами произведений Виктора Астафьева/ В.Н.Никифорова. - Чебоксары: « Новое Время », с. Астафьев В.П. Последний поклон. Повесть. М., « Современник »,1978. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство « Образование – Культура », – 288с.
Александрова Ирина. Доклад о творческом пути В.П. Астафьева.
Работа в группах
Защита творческих работ