Влияние антимонопольного законодательства на инвестиционный климат России ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Пятый Дальневосточный экономический форум. Хабаровск 2011 ЦАРИКОВСКИЙ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Совершенствование законодательства 2 Цель: Создание эффективных механизмов пресечения картельной деятельности; Усиление антимонопольного контроля за деятельностью органов государственной власти; Снижение административного бремени для добросовестных участников рынка; Обеспечение открытости процедуры распределения государственного имущества и природных ресурсов.
Совершенствование законодательства 3 Закон о конкуренции (1991) «Первый антимонопольный пакет», (2006): Закон о защите конкуренции + поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). «Второй антимонопольный пакет», (2009): Поправки в Закон о защите конкуренции, КоАП, Уголовный Кодекс и другие законодательные акты. «Третий антимонопольный пакет» 9 сентября 2011 года одобрен в первом чтении Государственной Думой Поправки в Закон о защите конкуренции, КоАП, Уголовный Кодекс и другие законодательные акты.
Совершенствование законодательства Глобализация экономики на прямую зависит от международного движения капитала, особенно, в виде иностранного инвестирования. Антимонопольное законодательство имеет прямую связь с улучшением инвестиционного климата в стране (оборотные штрафы, снятие административных барьеров и т.д.) Совершенствование антимонопольного законодательства направлено на эффективную защиту конкуренции и создание условий для функционирования товарных рынков С принятием 57-ФЗ «Об иностранных инвестициях…» были определены виды деятельности, участие иностранного капитала в которых требует прохождение установленной Законом процедуры предварительного согласования с Правительственной комиссией 4
5 Закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» Развитие отраслевого законодательства ФАС России, является уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества страны, уделяет значительное внимание совершенствованию национального законодательства, занимающего главенствующую роль в регулировании инвестиционных отношений и устанавливающего правила допуска иностранного инвестора в национальную экономику
6 Закон 57-ФЗ в действии В ФАС России с момента вступления Закона 57-ФЗ в силу поступило: 207 ходатайств; 424 уведомления; 58 запросов о необходимости согласования сделок; 242 обращения по вопросам применения Закона 57-ФЗ Из числа поступивших ходатайств: 92 - согласовано, в том числе 9 с установлением заявителю обязательств; по 57 - принято решение о возврате заявителям, как не требующих согласования; 24 - отозвано заявителями; 5 получили отказ в предварительном согласовании; 4 возвращены без рассмотрения ввиду не представления запрошенной информации; по 7 приняты решения о продлении сроков рассмотрения; 18 находятся в стадии рассмотрения.
7 Законопроект Ключевые новации Законопроекта исключение из перечня стратегических видов деятельности: - криптографии, осуществляемой банками (за исключением банков с участием РФ); - использованию возбудителей инфекционных заболеваний IV группы патогенности, - эксплуатации радиационных источников 4 категории потенциальной радиационной опасности. освобождение от контроля сделок в сфере недропользования, осуществляемых в рамках дополнительной эмиссии акций в случае, если доля иностранного инвестора по результатам сделки в уставном капитале недропользователя не увеличивается; наделение Минобороны России полномочиями по даче заключений о возникновении угрозы обороне страны, что направлено на устранение пробела в действующей редакции закона; продление для ФСБ России (и установление для Минобороны России) сроков подготовки соответствующих заключений с 20-ти до 30-ти дней. увеличение срока заключения с иностранными инвесторами соглашений по выполнению обязательств с 20-ти до 30-ти дней (с возможностью его продления до 14 дней). Одобрен в первом чтении в ГД ФС РФ
8 Основные положениям поправок Правительства Российской Федерации к Законопроекту Изъятие из сферы регулирования законодательства Российской Федерации в области контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества сделок: - между организациями, которые в настоящее время находятся под контролем российских граждан и (или) российских компаний, - в которых участвуют международные финансовые организации, участником которых является Российская Федерация, перечень таких организаций будет установлен постановлением Правительства Российской Федерации. Либерализация контроля в сфере недропользования путем изменения признаков нахождения стратегических обществ, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, под контролем иностранного инвестора с 10 до 25 %. Исключение повторного рассмотрения ходатайства на Правительственной комиссии в случае принятия решения о предварительном согласовании сделок при наличии соглашения об обеспечении выполнения заявителем обязательств, установленных комиссией. Поправки Правительства РФ к Законопроекту
Поправки в закон «О защите конкуренции» 9 «Первый антимонопольный пакет»- 135ФЗ, (2006): вводит понятие «оборотный штраф» «Второй антимонопольный пакет», (2009): предусматривает дисквалификацию должностных лиц «Третий антимонопольный пакет» 9 сентября 2011 года одобрен в 1-м чтении в Государственной Думе направлен на снижение административных барьеров
Усиление борьбы с картелями Безусловный запрет («per se») на горизонтальные соглашения, приводящие к последствиям, прямо предусмотренным Законом о защите конкуренции; Ужесточение санкций за антиконкурентные соглашения (прямое действие, «оборотный штраф»); «Программа смягчения ответственности»; Уголовная ответственность за картельные соглашения 10 Влияние картельной деятельности на эффективность российской экономики создание системы борьбы с картелями
11 Крупные дела по картелям год - возбуждены первые уголовные дела федерального масштаба по 178 статье УК РФ Впервые в практике ФАС России расследование дела и подтверждение факта картельного сговора между участниками рынка энергетического угля (ОАО «СУЭК», ОАО «Русский уголь» и ЗАО «Стройсервис») В результате проведения проверки аукциона на закупку лекарств, организованном Минздравсоцразвития, ФАС России возбудила 4 дела в отношении 13 компаний
12 Контроль органов власти 12 Большое число нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти Усиление контроля за их действиями ( г.) Введение административных штрафов и дисквалификации должностных лиц направлены на устранение и снятие административных барьеров возникающих на пути иностранных инвестиций Ответственность предусмотренная 135-ФЗ за создание адмбарьеров в сфере строительства и земельных отношений положительно повлияла на инвестиционную ситуацию в стране (207 поступивших ходатайств за 2 года)
13 Контроль экономической концентрации 13 Высокий уровень контроля избыточная административная нагрузка на бизнес Это не давало ФАС России сосредоточить свои усилия на сделках, оказывающих реальное воздействие на конкуренцию. Изменения гг.: повышение пороговых значений при контроле экономической концентрации; введение двухступенчатой схемы контроля; установление требования о раскрытии информации о конечных выгодоприобретателях по сделке; введение уведомительного порядка совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию. Результат – сокращение сделок и действий, подлежащих антимонопольному контролю.
14 Контроль экономической концентрации 14 Количество рассмотренных ходатайств
ФАС России – член Координационного комитета Международной конкурентной сети; Соглашения о сотрудничестве с зарубежными конкурентными ведомствами нового типа (механизмы взаимодействия при рассмотрении конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства, имеющих трансграничный характер – ЕС, Мексика, Венгрия, Австрия); ФАС России готовится ко второму раунду рассмотрения Доклада о состоянии конкурентной политики в России в рамках вступления в ОЭСР. 15 Международная деятельность Интеграция России в международную экономическую систему невозможна без конкурентного законодательства, учитывающего лучшие мировые практики
16 Независимая оценка деятельности ФАС России 16 В 2010 году ФАС России, получив оценку «хорошо», сохранила свои позиции в Рейтинге эффективности, в который входят 39 ведущих конкурентных ведомств мира По мнению практикующих юристов, для достижения мировых стандартов ФАС России еще есть к чему стремиться, но в рамках национальных границ она является «наиболее результативным, независимым и прозрачным» государственным органом РФ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas fasovka fas_rf (eng)
Влияние антимонопольного законодательства на инвестиционный климат России ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Пятый Дальневосточный экономический форум. Хабаровск 2011 ЦАРИКОВСКИЙ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ