Введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Цель курса: формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Основные задачи: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
Основные задачи: обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Основные задачи: развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
Нормативно – правовая база: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Нормативно – правовая база: Знакомство с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Нормативно – правовая база: В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Шесть самостоятельных модулей: «Основы православной культуры»,Основы православной культуры «Основы исламской культуры»,Основы исламской культуры «Основы буддийской культуры»,Основы буддийской культуры «Основы иудейской культуры»,Основы иудейской культуры «Основы мировых религиозных культур»,Основы мировых религиозных культур «Основы светской этики».Основы светской этики
Изучение курса: На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа. Предметы учебного курса включаются в основную сетку часов. Однако в учебном году (как исключение) курс вводится в четвертой четверти в объеме 8 часов в пилотных школах, уроки могут проходить за счет классных часов.
Изучение курса: В учебном году курс будет введен во всех 4-х классах общеобразовательных школ Ивановской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года 84-р, утверждающим план мероприятий по введению с учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Изучение курса: В учебном году курс будет введен во всех 4-х классах общеобразовательных школ Ивановской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года 84-р, утверждающим план мероприятий по введению с учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Подготовительная работа: В течение III четверти учебного года рекомендуется организовать в школах коллективное ознакомление родителей школьников с образовательной программой, провести родительские собрания, индивидуальную работу, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.
Подготовительная работа: Учащемуся (с согласия родителей или законных представителей) предлагается выбрать для изучения 1 модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов, пополнения портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
Интернет-ресурсы: Тематический интернет-ресурс представлен на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: option,com_frontpage/Itemid,1/ Необходимую информацию о религиозных организациях можно найти на следующих Интернет-ресурсах: Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ; Совет муфтиев России; Российская ассоциация буддистов; Федерация еврейских общин России. Информационное сопровождение введения курса в Ивановской области будет осуществляться Департаментом образования Ивановской области: и Институтом развития образования Ивановской области: