Лицей имени Г. Ф. Атякшева
ТехнологическийИнформационныйНравственныйЭкологическийДинамическийМировоззренческий
6 Духовно - нравственное воспитание как приоритетная задача современной государственной образовательной политики РФ Декабрь 2007 г. – внесение изменений в Закон РФ « Об образовании »: Образование должно обеспечивать « формирование духовно - нравственной личности » В ходе разработки нового образовательного стандарта задачи духовно - нравственного воспитания рассматриваются как приоритетные.
В рамках подготовки стандарта разработана проект Концепции духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Данная Концепция является важной основой разработки стандарта
Концепция как методологическая основа ФГОС Нормативная основа Концепции Конституция РФ Закон РФ « Об образовании » ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ
Концепция как методологическая основа ФГОС Концепция определяет : характер современного национального воспитательного идеала цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодежи систему базовых национальных ценностей основные социально - педагогические условия и принципы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся
Концепция как методологическая основа ФГОС Определенный Концепцией национальный воспитательный идеал – гражданин России высоконравственный творческий компетентный патриотичный осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны придерживающийся духовных и культурных традиций народа РФ
Базовые ценности - основное содержание духовно - нравственного развития Базовые национальные ценности- основа пространства духовно-нравственного развития личности
14 ФГОС нового поколения о духовно - нравственном воспитании Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
15 Базовые национальные ценности патриотизм любовь к России, к своему народу, к сво ей малой родине, служение Отечеству ; социальная солидарность свобода личная и националь ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство ; гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли культурный мир, свобода совести и вероисповедания ; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода ;
16 труд и творчество уважение к труду, творчество и со зидание, целеустремлённость и настойчивость ; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира ; традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос нове межконфессионального диалога ; искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие ; Базовые национальные ценности
17 природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание ; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности
18 определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Концепция как методологическая основа ФГОС Базовые национальные ценности, определенные Концепцией патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество Основные принципы организации духовно - нравственного воспитания нравственный пример педагога социально - педагогическое партнерство индивидуально - личностное развитие интегративность программ духовно - нравственного воспитания социальная востребованность воспитания
КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ и ФГОС Цель ОРКСЭ - формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и диалогу культур и мировоззрений
КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Задачи курса знакомство детей с основами традиционных для России и мировых культур, светской этики развитие представлений о значении нравственности в жизни человека и гражданина обобщение знаний о духовной культуре и морали Формирование основ мировоззрения развитие способностей к полиэтичности
Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 22
Закон « Об образовании » (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ) ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 23
КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Основной подход курса – культурологический Базовые понятия культурная традиция мировоззрение духовность нравственность
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести ; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России осознание ценности человеческой жизни 30
Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях культуры. Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур. Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.
Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Предмет ОРКСЭ - социально - педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями : 1) Проведение родительских собраний 2) Система вопросов - заданий, включающих родителей в учебно - воспитательный процесс 3) Участие в подготовке и проведении школьно - семейного праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия » 32
33 носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
- Какие вечные ( базовые ) ценности формируются у детей на учебных занятиях ? - Какие средства при этом использует учитель ?
Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ ( общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников ) Контроль за качеством проведения уроков ( открытость для администрации и родителей ). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности. Проведение психолого - педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся 38
42 ФГОС нового поколения о духовно - нравственном воспитании Н а ступени начального общего образования осуществляется : - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся ; - духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей ; -укрепление духовного здоровья обучающихся.
43 ФГОС нового поколения о духовно - нравственном воспитании Ожидаемые результаты освоения предметной области « Основы духовно - нравственной культуры народов России »: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию ; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе ; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества ;
44 ФГОС нового поколения о духовно - нравственном воспитании формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России ; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности ; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести ; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России ; осознание ценности человеческой жизни.
45 готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
46 сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества патриотизм гражданина российского общества рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям
49 Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России