Педсовет: «Панорама деятельности классного руководителя» «Тема самообразования» Автор: Сандак Людмила Александровна
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, С одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью; С другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования и воспитания, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Смысл самообразования выражается В удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается В овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать воспитательные проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Система самообразовательной работы классного руководителя: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Разнообразные формы организации самообразования: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО); 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации, - ИКТ, Интернет, - библиотек, - музеев, выставок, театров, клубов, - экскурсий, - научных, технических, художественных, спортивных обществ, - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, - общения с учеными, интересными людьми, - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Технология организации самообразования классного руководителя может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год; формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых классных часов и КТД, внеклассных мероприятий по теме самообразования и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный, на котором классный руководитель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.
Темы по самообразованию классных руководителей: «Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов» «Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка» «Взаимоотношение детей и родителей для развития личности школьника» «Успешное учение как средство соцреабилитации и профилактики дивиантного поведения детей состоящих на ВШК»
«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности» «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности» «Привлечение родителей к совместной активной деятельности по воспитанию и развитию детей для развития культурной педагогической среды»
Формирования у учащихся здорового образа жизни» «Самостоятельная работа учащихся как средство развитие познавательных интересов» «Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье» «Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания» «Организация совместной деятельности между родителями и классным руководите-лем для воспитания нравственной личности подростка»
«Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся» «Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов» «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»