Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Рекомендации по разработке индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Цель составления индивидуальной программы: Разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований, развития речи детей и становления всех видов детской деятельности.
Структура индивидуальной программы: 1 часть – общие рекомендации к проведению занятий с ребенком. 2 часть – содержание коррекционной работы с ребенком. 3 часть – работа специалистов с родителями.
«Содержание коррекционной работы» -линия развития ребенка; -задачи коррекционно- педагогической работы с ребенком; -предлагаемые игры и игровые упражнения. «Работа с родителями» -рекомендации для родителей; -тематические лекции; -инструкции к заданиям специалистов; -методическая литература для занятий с ребенком. «Педагогические условия» -организация режима дня ребенка; -время и место проведения занятий; -подбор дидактического и игрового материала.
Линии развития ребенка по направлениям: Социальное; Социальное; Физическое; Физическое; Познавательное. Познавательное.
Линия социального развития: Формирование у ребенка представлений о себе; Формирование у ребенка представлений о себе; Формирование самостоятельности в быту; Формирование самостоятельности в быту; Формирование интереса к взрослому и совместная деятельность с ним, средств коммуникации со взрослым; Формирование интереса к взрослому и совместная деятельность с ним, средств коммуникации со взрослым; Формирование интереса к сверстнику и совместная деятельность с ним, средств коммуникации со сверстником. Формирование интереса к сверстнику и совместная деятельность с ним, средств коммуникации со сверстником.
Линия физического развития: Совершенствование имеющихся двигательных функций ребенка; Совершенствование имеющихся двигательных функций ребенка; Развитие и коррекция основных движений; Развитие и коррекция основных движений; Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие зрительно-двигательной координации.
Линия познавательного развития: Развитие речи, ее культуры и языковых способностей. Развитие речи, ее культуры и языковых способностей. Формирование интереса к окружающему миру и умение ориентироваться в нем; Формирование интереса к окружающему миру и умение ориентироваться в нем; Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка; Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка; Формирование количественных представлений и умение выполнять элементарные арифметические действия Формирование количественных представлений и умение выполнять элементарные арифметические действия Формирование наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, умение разрешать проблемные ситуации; Формирование наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, умение разрешать проблемные ситуации;
Формирование игровой деятельности: Формирование предметных действий; Формирование предметных действий; Формирование сюжетной игры; Формирование сюжетной игры; Формирование сюжетно-ролевой игры. Формирование сюжетно-ролевой игры.
Формирование продуктивных видов деятельности: Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно- технических умений (в рисовании, лепке, аппликации); Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно- технических умений (в рисовании, лепке, аппликации); Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования (с помощью строительного конструктора, мягких модулей, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и фигурок персонажей); Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования (с помощью строительного конструктора, мягких модулей, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и фигурок персонажей); Формирование ручной умелости и хозяйственно- бытовых навыков. Формирование ручной умелости и хозяйственно- бытовых навыков.
Работа с родителями Рекомендации для родителей Дневник наблюдений: -занятия педагога с ребенком; -задания на дом; -вопросы родителя к педагогу. Фотоальбом Папка детских работ (рисунки, аппликации) Тематические лекции
Данная программа поможет специалистам ДОУ реализовать индивидуальный подход при организации коррекционно- педагогической работы с ребенком, имеющего нарушения в развитии.