Тема урока: «Фонетика» (Повторение и обобщение пройденного материала).
Цели урока: 1) повторить, обобщить и углубить сведения о буквах и звуках русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания; 2) освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка; 3) учить любить родное слово, русскую речь.
Нужно ли изучать вопросы фонетики?
Девиз урока: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки»
Пословицы: Аз да буки – начало науки. Аз да буки – начало науки. Сперва аз да буки, а там и науки. Сперва аз да буки, а там и науки. Аз, буки, веди страшат, как медведи. Аз, буки, веди страшат, как медведи. Буквы кривые, да смысл прямой. Буквы кривые, да смысл прямой. Без букв и грамматики не учатся математике. Без букв и грамматики не учатся математике.
В старину учились дети – В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете Приходили на рассвете И учили буквы так: И учили буквы так: А да Б как Аз да Буки, А да Б как Аз да Буки, В как Веди, Г – глагол, В как Веди, Г – глагол, И учитель для науки И учитель для науки По субботам их порол. По субботам их порол. Н. Кончаловская Н. Кончаловская «Наша древняя столица» «Наша древняя столица»
Лингвистика (от лат. «лингва» - язык) Фонетика (от греч. «фоне» - звук) Графика (от греч. «графо» - пишу) … ……… фон …..… …….. граф (ия) …..
Загадка: Черные, кр…вые, В од…ночку все н…мые. В од…ночку все н…мые. Встанут в ряд – Встанут в ряд – Сейчас заг…в…рят. Сейчас заг…в…рят.
Расположи в алфавитном порядке: Фонетика, морфология, орфоэпия, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, морфемика, лексика, грамматика Фонетика, морфология, орфоэпия, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, морфемика, лексика, грамматика
Проверь внимательно! Грамматика, графика, лексика, морфемика, морфология, орфография, орфоэпия, синтаксис, фонетика. Грамматика, графика, лексика, морфемика, морфология, орфография, орфоэпия, синтаксис, фонетика.
Составьте слова из звуков: [п], [р], [к] [а], [о], [ы]
жаваруга и мамалына
Средь белого света, Средь белого света, Средь черной земли Средь черной земли Не в странствиях где-то Не в странствиях где-то Мы речь обрели: Мы речь обрели: У звезд, у людей ли, У птичьей ли стаи Есть место рожденья, Есть речь их родная.
Проверь внимательно! Один звук средьбелогосветачернойземлинегде-торечьобрелизвездлюдейместорожденья Два звука странствияхптичьейестьрожденьяродная
е ёъ ю я Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис…и, мурав…и. Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис…и, мурав…и.
Произнеси правильно! Портфель, средства, магазин, щавель, документ, километр, стаканы, шофер, договор.
Произнеси правильно! дачныйночнойточныйотличночтобычтоскучноконечнонарочнояичницапочтанечто
«Учитесь слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учитесь чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, и вы поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, что родное слово – волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» Л.В.Щерба