«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Работу выполнила : Бирюкова Галина Алексеевна, учитель русского языка и питературы Щигровской основной школы Участники: учащиеся 9 класса
1. Что объединяет великих людей, Пушкина и Моцарта? 2. Почему Пушкин обратился к прошлому? 3. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? 4. Почему Сальери совершает преступление? 5. В чём гениальность Пушкина и Моцарта? 6. Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: « Нет правды на земле, но правды нет - и выше…»
Цель урока: познакомить с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери» Задачи: 1. сопоставить судьбы великих людей; проследить, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери», 2. раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии, 3. продолжить работу по развитию речевых навыков и выразительности чтения.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»
«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы «Онегина»8-ю главу,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», « Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву)
«Скупой рыцарь» 23 октября 1830 г. «Моцарт и Сальери» 26 октября 1830 г. «Каменный гость» «Пир во время чумы»
«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» цикл «Каменный гость» «Пир во время чумы» Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике, системе образов (небольшое количество действующих лиц), по идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).
Какие слова являются ключевыми в трагедии «Моцарт и Сальери»? «Гений и злодейство – две вещи несовместные»
По мнению В.Г.Белинского, в трагедии ставится проблема зависти, но рассматривается и «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». Кто такой гений? Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству.
Написано 600 произведений во всех жанрах! Шедевры! Оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»; Симфонические, камерные произведения. Жизнь великого композитора – вечное стремление к свободе!
Моцарт Всё даётся легко Это дар от Бога «гуляка праздный» Музыка - искусство Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? Сальери Неустанно трудится Слава добыта трудом Ремесленник Музыка – ремесло
Что гнетёт сердце Сальери?
Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему?
П.-О. Бомарше ( ) Бомарше – французский писатель, автор острых сатирических комедий: «Севильский цирюльник» (1775 г.), «Безумный день, или женитьба Фигаро» (1784 г.), «Преступная мать».
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Когда звучат эти строки? Почему звучат дважды? В чём признаётся Сальери самому себе?
Проведём параллели между судьбами двух великих людей В.А.МоцартА.С.Пушкин Великий композиторВеликий поэт Рано начали писать музыку,стихи, музыкальныеЛитературные произведения. Тернистый жизненный путь: периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе, короткий жизненный путь (36лет)(37 лет), Но создано огромное количество шедевров!
«Береги честь смолоду» Обострённое чувство собственного достоинства! «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе». (Из письма Моцарта к отцу) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)
«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – И сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий»страдают от этого! «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Приговор «ужасному веку»