Формирующее оценивание на уроках математики в 7 классе по теме «Степень с натуральным показателем» Жампеисова Г.Д. – учитель математики Интеллектуальной школы ФМН г.Астаны. Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Субъективизм школьной отметки. Отсутствие четких критериев в выборе отметки. Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла. Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки. Проблемы оценочной деятельности:
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание
Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования. Технология критериального оценивания
Система критериального оценивания учащихся включает в себя формирующие и констатирующие отметки. Виды критериального оценивания
Формирующее оценивание Повседневная работа Устранение пробелов и недочетов Количество вне регламента Без учета при итоговой отметке Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующее оценивание
Результаты констатирующих работ - основа для итоговой отметки Использование максимального количества критериев Работы не переписываются Выполнение в классе при учителе Описание-дескриптор (рубрикатор)
Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание. Понятие критерия
Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов. Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию. Понятие критерия
Каждый критерий оснащен детально прописанными рубрикаторами (дескрипторами). Дескрипторы для каждого критерия организованы иерархически. Понятие критерия
Для оценки используются только целые числа, дроби не применяются. Уровни, соответствующие дескрипторам, не следует рассматривать как доли или проценты. Между дескрипторами нет арифметических отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое выше, чем уровень 2. Учителя не должны по каждому критерию рассуждать в терминах «прошёл/не прошёл»; для каждого критерия оценки нужно сосредоточиться на идентификации соответствующего дескриптора. Баллы по критериям оценивания
Ученик, который получил высший уровень по одному критерию, не обязательно достигнет его по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям. Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы. Баллы по критериям оценивания
Критерии Максимальный уровень достижений учащихся А Научное знание и понимание 6 B Научное исследование 6 C Коммуникация/ Презентация 6 D Рефлексия4 ИТОГО22 Критерии для оценивания учебных достижений учащихся по математике в 7 классе :
Критерий А Учащиеся должны научиться: пользоваться языком математики, законами, закономерностями, терминами и понятиями; овладеть символическим языком математики; объяснять научную информацию; применять информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях. Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий В Учащиеся должны научиться: выбирать и использовать подходящие математические знания, умения, навыки; находить рациональные способы решения; делать последовательные выводы; проводить достоверные математические доказательства; грамотно записать результат; оценивать результаты решений; обобщать результаты. Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий С Учащиеся должны научиться: передавать научную информацию логично и последовательно; осмысленно давать определения терминам, понятиям; представлять информацию и решения задач в четкой и лаконичной форме; демонстрировать готовность и способность математически грамотно передавать информацию в виде устных и письменных сообщений по планированию, проведению и описанию результатов исследований с использованием информационно- коммуникационных технологий и наглядности (рисунки, графики, диаграммы, чертежи, схемы, модели). Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий D Учащиеся должны научиться: анализировать данные для решения заданной проблемы и обоснования выводов; размышлять о методах решения и смысле исследований, достоверности выводов своих и других, альтернативных подходах решения проблем; сформировать представление об изучаемых понятиях и методах, как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений; указывать на межпредметную связь при ее наличии; анализировать и оценивать деятельность (собственную и одноклассников). Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Шкала перевода баллов в оценку Оценка по 5- балльной шкале Баллы по критериям Доля от максимально возможного балла по критериям, %
КритерийДескрипторы А (max 6) Учащийся: умеет пользоваться языком математики, законами, закономерностями, терминами и понятиями; объясняет научную информацию; применяет информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях. Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
В (max 6) Учащийся: выбирает и используeт подходящие математические знания, умения, навыки; находит рациональные способы решения; делает последовательные выводы; проводит достоверные математические доказательства; грамотно оформляет результат; умеет оценивать результаты решений; умеет обобщать результаты. Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
С (max6) Учащийся: передает научную информацию логично и последовательно; осмысленно дает определения терминам, понятиям; представляет информацию и решения задач в четкой и лаконичной форме; демонстрирует готовность и способность математически грамотно передавать информацию в виде устных и письменных сообщений по планированию, проведению и описанию результатов исследований с использованием информационно-коммуникационных технологий и наглядности (рисунки, графики, диаграммы, чертежи, схемы, модели). Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
D (max 4) Учащийся: умеет анализировать данные для решения заданной проблемы и обоснования выводов; моделирует практические ситуации и исследует построенные модели с использованием математического аппарата; анализирует выполнение задания в соответствии со следующими аспектами: что хотел? что делал? что получил? какова важность результатов в практической жизни? каковы приемы и способы проверки правильности результатов? указывает на межпредметную связь при ее наличии. Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
КритерийДескрипторы А (max 6) Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень с натуральным показателем»
А (max 6)умеет выбирать из предложенных выражений, содержащих степени, выражения принимающие: a)положительные значения: b)отрицательные значения; c)неотрицательные значения; d)неположительные значения; умеет умножать и делить степени, возводить степень в степень, дробь в степень, произведение в степень, в том числе если показатель степени содержит буквы; Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень с натуральным показателем»
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень с натуральным показателем» А (max 6) умеет пользоваться свойствами степени слева направо и справа налево; умеет определить, какой цифрой оканчивается выражение, содержащее степени; умеет распознавать одночлены среди других алгебраических выражений; умеет представлять одночлен в стандартном виде; умеет перемножать одночлены, возводить одночлен в степень;
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень с натуральным показателем» А (max 6) умеет пользоваться математическими терминами и понятиями; объясняет научную информацию; применяет информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях.
Формирующее оценивание самостоятельной работы учащихся по теме «Свойства степени с натуральным показателем» Эту работу можно провести сразу после изучения свойств степени с натуральным показателем. Проверяются знание учащимися свойств степени с натуральным показателем и умение применять эти свойства, т.е. соответствие критерию А (Научное знание и понимание).
Примеры заданий
Критерии Уровень достижения учащихся Дескриптор А(max 6) 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже. 1 Учащийся выполнил менее половины работы и допустил существенные ошибки, показавшие, что он не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
2 Учащийся выполнил половину работы, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках; Учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 3 Учащийся выполнил половину работы без ошибок или выполнил более половины работы, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках; Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
4 Учащийся выполнил большую часть работы без ошибок или выполнил работу полностью, но допустил две-три ошибки или более трех недочетов в выкладках. 5 Учащийся выполнил работу полностью, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках. 6Учащийся выполнил работу полностью, без математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
Разработать задание и дескрипторы к нему для формирующего оценивания достижений учащихся по теме «Умножение одночленов». Задание cлушателям
Ресурсы 1. А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию b74ff9bda454428feb.pdf. 7b74ff9bda454428feb.pdf
Для доступа к материалам онлайн семинаров и уроков вам необходимо пройти по ссылке на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Пройдя по ссылке, Вы окажетесь в учебной среде Moodle по адресу Здесь на страничке новостей Вы сможете найти график онлайн уроков и семинаров, а также инструкцию пользователя учебной среды Moodle и много другой информации
Просмотреть уроки и семинары в режиме онлайн можно на сайте Для этого Вам нужно будет зайти в комнату AOO NIS, которая находится на 5-й страничке.
Если Вам не удалось просмотреть уроки и семинары в режиме онлайн, то можно просмотреть их на том же сайте в режиме записи. Для этого Вам нужно будет щелкнуть по вкладке Recordings, как показано на рисунке и выбрать нужную запись по дате.
Ответы на вопросы, заданные в чате программы Elluminate Live на предыдущих уроках и семинарах Вы сможете найти на сайте в разделе Мои курсы, в соответствующем уроке или семинаре, где создан специальный форум. Ждем Ваших вопросов!
Спасибо за внимание! Жампеисова Г.Д. – учитель математики Интеллектуальной школы ФМН г.Астаны.