Характеристика учебно- методических комплектов, по которым осуществляется обучение в начальной школе
Концепция модернизации отечественного образования – нормализации учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих из физическое и психическое здоровье; – соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; – личностная ориентация содержания образования; – обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса.
Задача начальной ступени – развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально – чувственной сферы, социально – личностная адаптация каждого учащегося. Основные тенденции развития начального образования представлены в направлениях: обновление содержания, его вариативность; преемственность ступеней образования; личностная ориентированностью и индивидуализация образовательного процесса, переосмысление основных результатов начального образования, компьютеризация учебного пространства, активизация технологий безотметочного обучения.
Причины совершенствования структуры и содержания : изменение целей образования. в начальной школе во многом изменились отношения учителя и ученика. изменился возраст младшего школьника. изменился нормативный срок освоения программы – 4 года. изменилась продолжительность урока изменяется содержание - вводится изучение информатики и иностранного языка. еще одна отличительная черта сегодняшней начальной школы – интеграция.
Вариативность начального образования От единых программ и учебников к вариативному содержанию. Начальная школа советского периода (до 90-х годов ХХ века) Начальная школа постсоветского периода (после 90-х годов ХХ века) Единая государственная программа. Единые учебники по учебным предметам. Основная цель уроков – освоение нового знания, прочное его запоминание: «слушай, запомни, повтори». Многообразие учебных программ (к концу ХХ в. более 150 программ). Вариативные учебники по учебным предметам. Основная цель уроков – развитие личности ребенка: «думай, рассуждай, ищи решения и нужную информацию сам».
Обучение учащихся в России
Начальное общее образование система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова система Л.В.Занкова обновленная традиционная система «Гармония» «Начальная школа ХХI века» «Перспективная начальная школа» «Школа 2000…» - «Школа 2100» «Планета знаний» «Классическая начальная школа» «Школа России» «Перспектива» 2006 год
«Школа 2000», руководитель Леонтьев «Школа 2100», руководитель Рустем Бунеев - главная особенность данной образовательной модели заключается в решении проблемы преемственности всех ступеней образования от дошкольной до поступления в вуз и реализации методики развивающего обучения идеи «педагогики здравого смысла». «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), в этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника.
« Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова), это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними. Классическая начальная школа Сочетание идей системы развивающего обучения, активных методов обучения и традиционного классического образования, его лучших методических приёмов и методов.
Перспективная начальная школа, руководитель Р.Г. Чуракова Комплект нового поколения, позволяющий организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно в условиях сельских школ. Планета знаний, (под ред. И.А. Петровой). Новый комплект соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса. Обеспечивает социализацию учащихся, разумное сочетание традиционной методики и педагогических технологий.
Количество классов, обучающихся по различным программам
Количество учащихся, обучающихся по различным программам
Качество учебных достижений учащихся
Алгоритм выбора УМК внимательно изучить концептуальные положения (основные идеи и принципы отбора содержания и методики преподавания) УМК; познакомиться с содержанием программ по образовательным областям; сделать анализ учебников и рабочих тетрадей по предметам; детально изучить методические рекомендации авторского коллектива УМК; выделить отличительные особенности рассмотренного комплекта; соотнести возможности реализации основных идей и задач УМК с собственным педагогическим опытом; для более успешного внедрения УМК предлагается учителю готовиться заблаговременно: приобрести литературу, учебники, пройти курсы повышения квалификации, получить квалифицированные консультации специалистов и практиков.
Проблемы в системе начального образования города 1. Разнообразие используемых УМК затрудняет адаптацию учащихся при переходе из одной школы в другую. Трудно выявить влияние программ обучения на образовательные достижения учащихся. 2. В некоторых школах используется не полный перечень пособий, входящих в УМК, одни учебники могут подменяться другими, из другого комплекта или даже из другой образовательной системы. 3.Часть учителей, не прошла курсовую подготовку и не владеет технологией обучения по тому или иному комплекту, не учитывает специфику предмета, в реальной практике складывается ситуация, когда учитель, имея право выбора учебно-методических комплектов, зачастую не использует их возможности и методику.