Нормативно-правовые основы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности апрель 2012 года
Нормативные правовые акты, регулирующие реализацию внеурочной деятельности - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - Типовое положение об общеобразовательном учреждении - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Нормативные правовые акты, регулирующие реализацию внеурочной деятельности - СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН » - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Направления взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности - учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования - создание условий для реализации основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования, в первую очередь, кадровых (например, через деятельность стажерской площадки), материально-технических (модель базового учреждения в рамках сетевого взаимодействия) и других - реализация курсов внеурочной деятельности - обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, индивидуальные учебные планы для одаренных детей) - организация тематических каникулярных лагерных смен, летних школ - реализация программ, входящих в основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования
- разработка и утверждение образовательным учреждением, реализующим ФГОС НОО, плана внеурочной деятельности, определяющим состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (приказ Минобрнауки России 2357 от 22 сентября 2011 г., вступил в силу 13 января 2012 г.) - различия в требованиях к структуре программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ - различия в направлениях программ, реализуемых учреждениями дополнительного образования детей, и направлениях внеурочной деятельности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Проблемные аспекты в проектировании и реализации внеурочной деятельности
- финансирование внеурочной деятельности (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», Закон Курганской области от 5 декабря 2011 г. 84 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ») - интеграция урочной и внеурочной деятельности (п.16 ФГОС НОО, п.13 ФГОС ООО) Проблемные аспекты в проектировании и реализации внеурочной деятельности - кадровое обеспечение внеурочной деятельности (ФГОС НОО и ФГОС ООО: укомплектованность педагогическими работниками, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития, п.19.3 ФГОС НОО, п ФГОС ООО) - материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности (ФГОС НОО, ФГОС ООО, приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. 986, письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. МД-1552/03)
- трехуровневая модель социального партнерства (информационно-аналитический, организационный, управленческий уровни) (п ФГОС НОО, п и п ФГО ООО) - формирование для бюджетных (автономных) учреждений дополнительного образования детей государственного (муниципального) задания на реализацию внеурочной деятельности (услуга в интересах личности) (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ) Механизмы решения проблем в проектировании и реализации внеурочной деятельности - четырехуровневая модель структурно- организационных форм реализации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (письмо Минобразования России от 11 июня 2002 г /16) - проектировочные механизмы в сфере управленческой деятельности и в рамках образовательного процесса
- переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами - создание единого муниципального программно- методического пространства внеурочной деятельности - стажировочные площадки, персонифицированные модели повышения квалификации, формирование мотивационной среды в образовательном учреждении, новые модели организации методической работы Механизмы решения проблем в проектировании и реализации внеурочной деятельности - поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р) - развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий
Спасибо за внимание!