Введение новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации С.В. Пристансков – Начальник отдела реформирования систем оплаты труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Потребность в новых, более эффективных в отличие от тарифной сетки системах оплаты труда определила перевод работников бюджетной сферы Белгородской, Московской, Ростовской и Тюменской областей, а также г. Санкт- Петербурга уже в период гг. После установления с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда для работников федеральных учреждений и разработки Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, практически во всех субъектах Российской Федерации началась активная работа по проведению соответствующей реформы. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов) В соответствии с Едиными рекомендациями на 2009 год органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы рекомендовано применять принципы систем оплаты труда установленных для федеральных бюджетных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 583. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Основные подходы к формированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в соответствии с рекомендациями Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации; Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу; Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) этого учреждения; Применение профессиональных квалификационных групп. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Пример поэтапного введения новых систем оплаты труда (опыт Калужской области) Первый этап –2009 год: – а) работники государственных учреждений, подведомственных министерству образования и культуры области, министерству по делам семьи, демографической и социальной политике области; –б) Работники государственных учреждений, подведомственных министерству труда, занятости и кадровой политики области, министерству природных ресурсов области. Второй этап– 2010 год: –а) работники, занимающие должности, отнесенные к общеотраслевым должностям специалистов и служащих, а также работники, осуществляющие профессиональную деятельность по общеотраслевым профессиям рабочих в государственных учреждениях области, финансируемых из областного бюджета; –б) работники государственных учреждений подведомственных управлению по делам архивов Калужской области, управлению ЗАГС Калужской области, за исключением работников, ранее переведенных на новые условия оплаты труда. Третий этап – 2011 год: –работники государственных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики, Министерству природных ресурсов, Министерству дорожного хозяйства, Министерству сельского хозяйства, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерству экономического развития, Министерству конкурентной политики и тарифов, комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области, за исключением работников, ранее переведенных на новые условия оплаты труда. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Региональные системы оплаты труда в гг. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Около 20 субъектов Российской Федерации планируют завершить процесс введения новых систем оплаты труда до конца 2010 года Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Модель оплаты труда работников бюджетных учреждений г. Санкт-Петербург Размер должностного оклада определяется путем суммирования базового оклада и произведения базового оклада на соответствующий повышающий коэффициент к базовому окладу. Размер базового оклада определяется как произведение базового коэффициента на базовую единицу, подлежащую ежегодной индексации на величину не менее уровня инфляции (потребительских цен). К базовому окладу устанавливаются повышающие коэффициенты исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы), условий труда, типов, видов учреждений (коэффициент специфики работы), квалификации (коэффициент квалификации), масштаба и сложности руководства учреждением (коэффициент масштаба управления), должности, занимаемой в системе управления учреждением (коэффициент уровня управления). Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Модель оплаты труда работников бюджетных учреждений Белгородской области Включает в себя: базовый оклад (базовый должностной оклад), базовую ставку заработной платы руководителей, специалистов, служащих, рабочих; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты; социальные выплаты; повышающие коэффициенты; специальную часть (отраслевые особенности); гарантированные доплаты. Руководители органов исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие государственную политику и функциональное регулирование в определенной сфере деятельности разрабатывали и представляли на утверждение Правительства Белгородской области отраслевые системы оплаты труда, методики формирования фонда оплаты труда и механизм их реализации, включающие категории работников, переводимых на отраслевые системы оплаты труда, базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы руководителей, специалистов, служащих, рабочих, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, повышающие коэффициенты. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Отраслевое положение по оплате труда работников бюджетных учреждений Белгородской области предусматривает: обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации специалистов, служащих, медицинского персонала и профессий рабочих, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальными размерами; систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в учреждениях; использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы, преимущественно за счет применения коэффициентов стимулирующего характера, устанавливаемых к базовым ставкам, а также дополнительные выплаты за конечные результаты работы; тарификация работ и работников с учетом применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих (ЕКС). Оплата труда работников устанавливается по результатам тарификации. Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году
Элементы и принципы формирования новых систем оплаты труда, установленных для работников федеральных учреждений Самостоятельность руководителя учреждения в формировании штатного расписания; Зависимость объема бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения от объема предоставляемых услуг (а не от количества штатных единиц); Установление оклада руководителя учреждения в кратном отношении от средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу). Научно – практическая конференция по подходам к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году