Минимальная оплата труда: Некоторые вопросы политики и сравнительные результаты Даниэль Воган-Уайтхед Международное бюро труда
I. Вопросы политики Инструменты МОТ по МРОТ и заработной плате (определение и основные принципы) Каким должен быть размер минимальной оплаты труда? Критерии индексации минимальной оплаты труда Сколько ставок минимальной оплаты труда должно быть? На кого они должны распространяться? Проблема множественных целей
МОТ и минимальная оплата труда В 1928 г. принята Конвенция 26 о процедуре установления минимальной заработной платы (ратифицирована 103 из 181 стран-членов). В 1970 г. принята Конвенция 131 об установлении минимальной заработной платы (ратифицирована 51 из 181 стран-членов). Текущий охват: МРОТ реализуется примерно в 90% стран мира (заметными исключениями являются страны Персидского залива). Прочие конвенции по заработной плате: 95 об охране заработной платы, а также другие конвенции (о коллективных переговорах, равном вознаграждении за равноценный труд и т.д.)
Определения и основные элементы Нижний предел: «означает минимальный размер оплаты труда, допустимый по закону или факту; (…) заработную плату, имеющую в каждой стране силу закона, нарушение которого преследуется в уголовном или ином порядке»; должен «охватывать всех наемных работников» при возможных исключениях, которые странам необходимо обосновать. Установление МРОТ: запросы о «создании и применении «механизма установления МРОТ»; требует «согласования в полном объеме с представителями работников и работодателей»; «в это определение включается минимальная оплата, устанавливаемая коллективными договорами, исполнение которых является обязательным по решению органов власти» (Комитет экспертов МОТ, 1967) (важное значение имеет максимальный охват)
Конвенция МОТ 131: необходимо учитывать: Потребности работников и их семей с учетом общего уровня зарплат в данной стране, стоимости жизни, социальных пособий и относительного уровня жизни других социальных групп; а также Экономические факторы, такие как потребности экономического развития, уровень производительности труда и целесообразность достижения и сохранения высокого уровня занятости. Основные критерии: социальные – прожиточный минимум или черта бедности; динамика цен/уровня жизни; зарплаты; экономические – рост, производительность труда, финансовые возможности работодателей, занятость Каким должен быть размер МРОТ?
Основные элементы, учитываемые при установлении МРОТ Прожиточный минимум или черта бедности (МРОТ не должен быть ниже, в противном случае должно быть запланировано его поступательное повышение) Отношение МРОТ к средней/медианной зарплате Размер МРОТ по сравнению с подушевым ВВП (или ВВП на работника) Все эти значения могут представлять собой цели, достигаемые путем поступательной индексации МРОТ
МРОТ должен регулярно индексироваться в целях сохранения покупательной способности работников, получающих минимальную зарплату, в условиях роста цен, а также во избежание крупных случайных потрясений экономики. Размер повышения зависит от ожидаемых темпов инфляции! При индексации МРОТ нужно также учитывать, что индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает уровень цен для среднего потребителя. Критерии индексации: инфляция (наиболее распространенный критерий)
Критерии индексации: доля получателей МРОТ (пример Великобритании) ОРС Великобритании: Фактическая ставка (1999): Охват: 10-13% наиболее низкооплачиваемых работников Примерный совокупный рост затрат на оплату труда = 0,5%
Сколько ставок МРОТ должно быть? Одна единая ставка? простота и легкость управления НО: необходимость установки на низком уровне Несколько ставок? адаптивность в зависимости от производительности труда в отрасли или регионе НО: сложнее в управлении (требует более значительного организационного потенциала)
Сколько ставок МРОТ должно быть? Международный опыт Единая ставка МРОТ Отраслевые ставки МРОТ Развитые страны67%33% Африка69%31% Азия/Тихоокеанский регион47%53% Латинская Америка43%57% Все страны мира60%40%
Итоги: вопросы политики Стремиться к упрощению политики в сфере МРОТ Устанавливать МРОТ на основе эмпирического подхода (в соответствии с четкими политическими целями) Проводить регулярную индексацию МРОТ Обеспечивать широкий охват Помнить об ограниченном характере МРОТ и обеспечивать согласованность политики (необходимы и другие меры: социальные трансферты и т.д.)
II. Сравнительные результаты Изменение подхода к МРОТ в Европе Тенденции МРОТ в Европе до кризиса Глобальные тенденции МРОТ в период кризиса Обсуждение политики на уровне ЕС и выше
Политика: возврат к единому МРОТ Система МРОТ (регулируемая на государственном уровне или через коллективные переговоры) есть во всех 27 странах-членах ЕС Число стран с единым МРОТ выросло с 9 (из 15 стран ЕС) до 20 (из 27 стран ЕС), т.е., достигло 75 процентов На единый МРОТ перешла Великобритания (1999) и Ирландия (2000); в Австрии единый МРОТ введен с 1 января 2009 (регулируется коллективным договором) С 2008 года изменилось законодательство о МРОТ в Хорватии и Турции; переход к более активной политике МРОТ совершен в Греции, Португалии, Испании; в Германии и Швеции продолжается обсуждение этого вопроса
Обсуждение политики на уровне ЕС и выше В Европейском парламенте обсуждаются предложения, выдвинутые рядом руководителей стран ЕС Обсуждение мотивировано значительным охватом МРОТ в обновленном ЕС (свыше 5 миллионов человек) Единый МРОТ на уровне ЕС признан нецелесообразным в виду существенных различий в размерах МРОТ Но нужно ли определять общие принципы, такие как наличие МРОТ, охват и категории получателей; связь с социально- экономическими показателями, такими как средняя зарплата, подушевой ВВП и прожиточный минимум? Обмен положительным опытом, координация МРОТ?
МРОТ в условиях России Постепенный рост МРОТ до уровня, выше прожиточного минимума; низкооплачиваемые категории работников Согласованность множественных ставок (национальной, региональных) Периодичность и критерии индексации МРОТ и коллективные переговоры MРОТ в составе общей политики оплаты труда