Проблемы и ориентиры в организации подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях Бойцова Н.Н., методист МОУ Методический центр образования г.Ростова-на-Дону
Программы дошкольного образования, реализуемые в МДОУ города Ростова-на-Дон у М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»; В.И. Логинова, Т.И. Бабаева Программа «Детство»; Т.Н. Доронова Программа "Радуга"; Л.А. Венгер Программа «Развитие»; А.А. Леонтьев, Р.Н.Бунеев, Программа «Детский сад 2100»;
Мониторинг педагогического процесса по реализации содержания предшкольной подготовки детей в группах кратковременного пребывания в МДОУ и МОУ СОШ города Ростова-на-Дону выявил негативные тенденции: - дублируются цели, задачи, формы и методы начальной школы; - практикуется ранее обучение детей письму, чтению, без учета физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; - усложнены занятия по математике; - существуют факты дублирования содержания программ начального обучения, используются школьные учебные материалы;
- учителями начальных классов в работе с детьми 5-7 лет недооценивается специфика дошкольного возраста; - воспитатели дошкольных групп не всегда четко представляют круг т.н. «школьно значимых функций», которые и обеспечат будущему первокласснику успешное развитие навыков учебной деятельности; - как правило, программы предшкольного образования не содержат в себе полный УМК: чаще всего отсутствуют или методическое пособие для педагога, или пособие для ребенка.
Инструментарий педагогической диагностики
Организация диагностической работы по исследованию психологической готовности к школе воспитанников МДОУ 36 Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
Цель: Изучение особенностей готовности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении развивающей работы
ОКТЯБРЬ Диагностика мотивационной интеллектуальной и произвольной сферы с точки зрения психологической готовности к школе ЦЕЛЬ Выявление детей с недостаточной сформированной к обучению в школе, для проведения с ними коррекционной работы АДРЕСАТ Дети подготовительной группы ИНСТРУМЕНТАРИЙ Определение форм общения; Схематизация; Пиктограмма; Пьерон-Рузера; Бендер гештальт-тест
МАРТ Диагностика мотивационной интеллектуальной и произвольной сферы с точки зрения психологической готовности к школе ЦЕЛЬ Изучение эффективности деятельности педагогического коллектива АДРЕСАТ Дети по группам развития ИНСТРУМЕНТАРИЙ Определение форм общения Схематизация; Пиктограмма; Пьерон-Рузера; Отношение к школе.
АПРЕЛЬ Скрининг диагностика Исследование готовности детей к школьному обучению ЦЕЛЬ Составить общее представление об уровне готовности ребенка к школьному обучению АДРЕСАТ Дети предшкольного возраста более 6,2 лет ИНСТРУМЕНТАРИЙ Тест Керна-Йерасика; Графический диктант.
Диагностические материалы
Автор методики и её название Время проведения Исследуемая функция Интерпретация Диагностика личностной сферы (мотивационной) 1.А.Л. Венгер, Е.А.Бугрименко. Отношение ребенка к школе. 2.М.И.Лисина. Определение форм общения детей со взрослым. Март Октябрь, март Мотивационная готовность Общение со взрослым Уровень сформированности положительного отношения к школе Уровень развития коммуникативной деятельности
Автор методики и её название Время проведения Исследуемая функция Интерпретация Диагностика интеллектуальной сферы 1. Р.И.Бардина. Схематизация 2. А.Р.Лурия. Пиктограмма 3. Н.Л.Белопольская Методика исследования понимания смысла коротких рассказов 4. Н.Л Белопольская Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма Октябрь, март Развитие наглядно- образного мышления Развитие памяти Понимание коммуникативно- бытовых ситуаций на вербальном материале Навыки чтения, счета и письма Уровень развития наглядно-образного мышления Уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания Эмоциональные и рациональные компоненты процесса понимания Уровень сформированности
Автор методики и её название Время проведения Исследуемая функция Интерпретация Диагностика сферы произвольности и зрительно-моторной координации 1. Методика Пьера- Рузена 2. Зрительно- моторный Бендер- гештальт тест. 3. Ориентационный тест школьной зрелости Керна- Йирасека (единый базовый компонент) 4. Д.Б.Эльконин. Графический диктант (единый базовый компонент) Октябрь, март Октябрь Апрель Волевая готовность Сформированность целостного восприятия и зрительно-моторных координаций Развитие предпосылок к учебной деятельности Уровень концентрации внимания, особенности переключения Выявляются грубые нарушения Уровень развития готовности к школе Выявляются нарушения ориентации в пространстве. Определяется умение слушать и выполнять указания взрослого.