ФИЗИКА - 10 класс. Профильный уровень. Базовый уровень. Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока: изучить «импульса тела» с учетом плана изучения физической величины; ознакомиться с формулировкой второго закона Ньютона в импульсной форме и его графической интерпретацией. изучить закон сохранения импульса и границы его применения
Основные этапы работы на уроке: 1.Организационный момент. 2.Подготовительный этап: мотивация к изучению нового материала (актуализация комплекса знаний). 3.Изучение нового материала. 4.Физическая разминка. 5.Первичная проверка и систематизация полученных знаний: (устная работа; решение задач). 6.Задание на дом. 7.Подведение итогов.
Человек переходит с носа лодки на ее корму. Подготовительный этап: мотивация к изучению нового материала.
Снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон с песком и застревает в нем.
Стальная пуля, летящая горизонтально, попадает в центр боковой грани неподвижного стального куба.
План изучения физической величины: 1.Определение величины. 2.Формула, выражающая связь данной величины с другими. 3.Классифицирующий признак. 4.Единицы величины. Рене Декарт (1596 – 1650)
Исаак Ньютон Вспомним второй закон Ньютона. F=ma
Графическая интерпретация второго закона Ньютона в импульсной форме: F 0 t t F Ft=S= p
«Закон сохранения импульса» Рене Декарт 1.Вывод. 2.Аналитическое выражение. 3.Формулировка. 4.Границы применения. 5.Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Рассмотрим систему двух взаимодействующих тел: Пусть действуют внешние силы. Кроме того, тела взаимодействуют между собой. m1m1 m2m2 F 1внеш F 2внеш F12F12 F 21
Экспериментальное подтверждение закона сохранения импульса:
Первичная проверка и систематизация полученных знаний: (устная работа) 1.Что такое импульс тела? 2.Как определить импульс системы тел? 3.Сформулируйте второй закон Ньютона в импульсной форме. 4.Каков геометрический смысл второго закона Ньютона в импульсной форме? 5.Кто открыл закон сохранения импульса? Сформулируйте закон сохранения импульса. 6.ККак проявляется закон сохранения импульса при столкновении тел? 7.Мог ли в действительности герой книги Э. Распе барон Мюнхаузен согласно своему рассказу сам вытащить себя и своего коня из болота?
Первичная проверка и систематизация полученных знаний (мотивация к изучение нового материала на последующих уроках): (устная работа) В каких ситуациях проявляется закон сохранения импульса? Космос Природа Законное хобби Техника
Первичная проверка и систематизация полученных знаний: (решение задач) Задача 1. Материальная точка массой 1 кг равномерно движется по окружности со скоростью 10 м/с. Определить изменение импульса за одну четверть периода.
Решение задачи 1: 1.Записать дано. 2.На рисунке указать направление импульса в начальный момент времени: 3.Указать направление импульса через четверть оборота. 4.Отложить вектора от одной точки. 5.Определить изменение импульса за четверть оборота (т.е. построить вектор, являющийся разностью двух векторов). mVнmVн mVкmVк p
Первичная проверка и систематизация полученных знаний: (решение задач) Задача 2. Ядро массой m, летящее под углом к горизонту со скоростью V 1, попадает в движущуюся навстречу горизонтальную платформу и рикошетом отскакивает со скоростью V 2 под углом к горизонту. Определите скорость платформы U 2 после взаимодействия, если до взаимодействия она двигалась навстречу ядру со скоростью U 1. Масса платформы M. MU 1 mV1mV1
Решение задачи 2: 1.Записать дано. 2.Выполнить рисунок, соответствующий моменту времени «до взаимодействия»: 3.Выполнить рисунок, соответствующий моменту времени «после взаимодействия»: MU 1 X mV1mV1 X MU 2 mV2mV2
3. Выяснить, является ли система взаимодействующих тел, замкнутой. 4. Выбрать направление, на котором сумма проекций внешних сил равна нулю. 5. Записать «закон сохранения составляющей импульса». 6. Решить полученное уравнение в общем виде. 7. Проанализировать полученный результат.
Задание на дом: 1.Сборник задач. А. П. Рымкевич: задачи 345, 325 – решать письменно в рабочих тетрадях. 2.Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский: стр. 108 – 112 – читать, устно ответить на вопросы. 3.Предложите вариант действующей модели ракеты.
Итоги: 1.Какую физическую величину изучили? 2.Что узнали о втором законе Ньютона? 3.С каким фундаментальным законом природы ознакомились? 4.Какова связь физики с другими науками?