Развитие мотивационной сферы учащихся на уроках биологии Сажаева Ирина Дмитриевна, учитель биологии МОУ «СОШ 89» Ленинского района г.Барнаула
Актуальность темы Традиционное знаниецентристское образование Потребность ребёнка быть личностью «Я НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»
Основная педагогическая идея опыта Создание условий для развития мотивационной сферы учащихся через реализацию принципов личностно-ориентированного образования
ТЕХНОЛОГИЯ ЛОО мотив цель Потребность в деятельности ИнтересЭмоции
МОДЕЛЬ ЛОО В.В. СЕРИКОВА Ученик- субъект не только познания, но и субъект жизне- деятельности Обучение необходимо строить на основе жизненного опыта ребёнка Необходимо обеспечить кроме интеллектуального развития личностный рост ребёнка ОБУЧЕНИЕ + ВОСПИТАНИЕ + ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Развития Деятельности и самостоятельности Рефлексивности Диалогичности Вариативности содержания и способов деятельности Дифференциации и индивидуализации Творчества и успеха Доверия и поддержки Системности, целостности и про- блемности содержания образования Основные принципы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Положительная учебная мотивация Успешность ребёнка Совместная деятельность Предметное содержание Диагностические исследования Эмоционально- комфортные условия Комплекс методических приёмов ТЕХНОЛОГИЯ ЛОО
Основные этапы урока Мотивационно- целевой этап IIIIII Содержательно- деятельностный этап Рефлексивно- оценочный этап
Особенности мотивационно-целевого этапа Задачи: Создать условия для возникновения исходной мотивации учебной деятельности Содержание деятельности учителя Актуализация субъектного опыта учащихся Организация целеполагания Пути реализации: Создание проблемных ситуаций различного типа
Особенности содержательно-деятельностного этапа Задачи: Подкрепить и усилить исходную мотивацию учебной деятельности Содержание деятельности учителя Организация продуктивной деятельности уча- щихся, направленной на реализацию постав- ленных целей Создание ситуаций для применения приобретённого учащимися опыта в изменён- ных условиях Организация рефлексии познавательной деятельности детей
Особенности содержательно-деятельностного этапа Пути реализации: Проблемно-поисковые методы: эвристический исследовательский частично-поисковый экспериментальный Имитационно-ролевые методы: игровые метод моделирования Метод проектов Коммуникативные методы ИКТ-технология
Особенности рефлексивно-оценочного этапа Задача: Оценить результативность учебной деятельности по достижению поставленных целей урока Содержание деятельности учителя Организация целевой рефлексии Оценивание деятельности учащихся Проектирование домашнего задания Пути реализации: Применение оргдеятельностных методов обучения
Эмоционально-комфортные условия на уроке Формирование положительной Я-концепции личности Взаимодействие с детьми Принципывзаимодействия: Не запрещать, а направлять Не управлять, а соуправлять Не принуждать, а убеждать Не командовать, а организовывать Не ограничивать, а предоставлять свободу выбораИдеипедагогикисотрудничества оптимистическая ве- ра в ребёнка признание права ре- бёнка на собственную точку зрения замена принуждения желанием приоритет положи- тельного стимулиро- вания Стиль общения: общения: Диалогичность Доброжелательность Толерантность Использование в речи модальности возможного
Система оценки и поощрения Успехи ребёнка не сравниваются с успехами других учеников, а только с его прежними результатами Оценка аргументирована и следует за самооценкой ученика Оценка может быть не только количественной, но и словесной Оценивается не только конечный результат, но и процесс его достижения и обязательно - индивидуальный успех В основе оценивания - щадящая мотивационная схема недостаточности усилий
Внеклассная работа по предмету Подготовка учащихся к предметным олимпиадам Организация исследова- льской тельскойработыучащихся Организация участия детей в творческих конкурсах Помощь в создании и презентации портфолио Участие в предметных декадах Организация индивиду- альных консультаций по изучаемым темам Организация ИГЗ по подготовке к школьному экзамену и ЕГЭ
Результаты участия детей в олимпиадах, НПК, творческих конкурсах Уровень сформированности внутренней мотивации учащихся к изучению биологии Показатели школьной успеваемости, качества обучения и СОУ Результаты ЕГЭ: сертификационный балл, показатели регионального и общероссийского рейтинга Степень выраженности интереса учащихся к предмету Показатели результативности опыта
Обобщённые показатели результативности обучения 6-11 классов за период с 2006 по 2008 год
Количество учащихся с высоким уровнем общей учебной мотивации и мотивации к изучению биологии в 7, 9, 11 классах ( октябрь 2008 г.)
Степень выраженности интереса учащихся 7,9,11 классов к изучению биологии
Количество учащихся с низким уровнем общей учебной мотивации и мотивации к изучению биологии в 7, 9, 11 классах ( октябрь 2008 г.)
Результаты ЕГЭ (2005 и 2007 г.г.) Средний балл - 52 Минимальный - 37 Максимальный - 84 федеральный рейтинг - 99,6; региональный рейтинг - 99,8 38 учащихся имели региональный рейтинг выше 70 %.
Динамика участия детей в творческих конкурсах, олимпиадах, НПК (2004/2005 – 2008/2009 уч. г.г.)
Результативность участия в олимпиадах, НПК, творческих конкурсах
Л. Н. ТОЛСТОЙ: «...Дело преподавания - есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенство бесконечны…»
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!