Р ешение задач с параметром подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (С5) Занятие математического кружка Учитель: Яковлева Т.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факультативное занятие в 11 классе: Графический подход к решению задач с параметром и модулем подборка заданий для подготовки к ЕГЭ.
Advertisements

Методы решений заданий С5 (задачи с параметром) Метод областей в решении задач.
МЕТОД областей для решения СИСТЕМ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.
Построение графиков функций, уравнений и соответствий ЧУДАЕВА Е. В. учитель математики, г. Инсар, СОШ 1 Элективный курс, 10 класс.
Параметр плюс модульПараметр плюс модульПараллельный перенос вдоль оси ординат Для построения графика функции необходимо график функции перенести вдоль.
Сложные задачи части С задачи с параметром « Математике нельзя научиться, глядя как это делает сосед! » А. Нивен.
Тема урока: Графический подход к решению задач при подготовке к ЕГЭ.
Решение параметрических уравнений и неравенств с модулями (схема)
Задания с параметром в ГИА-2011 Болдырева Татьяна Викторовна учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей 62»
Уравнение ax + b = 0, где а 0, называют линейным уравнением с одной переменной. Решением уравнение является значение Уравнение ax + by + c = 0, где а,
Задачи части «С» Задачи части «С» по материалам диагностической по материалам диагностической работы ЕГЭ (17 февраля 2010) работы ЕГЭ (17 февраля 2010)
Две взаимно перпендикулярные числовые оси с общим началом 0 образуют прямоугольную систему координат на плоскости. Горизонтальная ось называется осью.
Многообразие видов уравнений и методов их решений во всех частях КИМ показательные; логарифмические; тригонометрические; иррациональные; уравнения, содержащие.
ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОСТИ ФУНКЦИИ. Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств Работа посвящена одному из нестандартных методов.
Y x Быкадорова Анна 11 «а». Самый трудный материал, с которым приходится встречаться школьникам на экзаменах, - это задания с параметрами. Актуальность.
Исследовательская работа по алгебре. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Решение неравенств второй степени с одной неизвестной».
titlemaster_med
Метод областей на координатной плоскости Решение задач с параметрами.
Задачи части «С» по материалам диагностических работ ЕГЭ – 2010 работ ЕГЭ – 2010 МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа 1» Чудаева Елена Владимировна,
Функционально-графический метод решения задания с параметром С3 (ЕГЭ 2007)
Транксрипт:

Р ешение задач с параметром подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (С5) Занятие математического кружка Учитель: Яковлева Т.Л.

Задачи, взятые из материалов ЕГЭ прошлых лет

Решение. Рассмотрим сумму данных выражений t у Сумма данного выражения равна 1, при пересечения параболы с горизонтальной прямой. По рисунку «считываем» ответ Построим в прямоугольной системе координат график параболы и прямые у = а, учитывая ОДЗ: t [1;2]. Ответ: a [5;12] Пустьтогда уравнение примет вид При каких значениях параметра а сумма и равна 1 хотя бы при одном значении х ?

Найдите все значения параметра а, для которых при каждом х из промежутка (4;8] значение выражения не равно значению выражения Введем новую переменную тогда уравнение примет вид: График левой части – парабола f (t), график правой части – прямая g(t). -8 t Решим задачу при условии равенства данных выражений. Значит условие исходной задачи выполняется при 0 у

1) Пусть из условия. Надо найти все значения a, при каждом из которых уравнение f(t)=0 не имеет корней. Найдите все значения а, для которых при каждом х из промежутка (-1;1] значения выражения не равно значению выражения

2) Если а=0, то f(t) = – 6t – 6. – 6t – 6 =0 => – 6t = 6 => t= –1 (–1;1] Уравнение f(t)=0 не имеет корней, т.е. а=0 удовлетворяет условию задачи 3) Если а0, то график функции y = f(t) – парабола, ветви которой направлены вверх. f (0)=– 6, точка пересечения с осью ординат лежит ниже оси абсцисс. По этому уравнение f(t)=0, -1

4) Решим систему Ответ: [0;2]

Решение. Прологарифмируем по основанию 2: т.к a>0 (по условию) Найдите все положительные значения параметра а, при которых каждое решение неравенства принадлежит отрезку [-10;-3].

КЗП: 1)Если 0

Заменим неравенства равносильными им системами

2) Если а=1, то 3)Если a>1 - не может содержаться целиком в [-10; -3] Ответ:

Графический способ решения задач с параметром Задачу с параметром можно рассматривать как функцию f (x; a) =0 1. Строим графический образ 2. Пересекаем полученный график прямыми параллельными оси абсцисс 3. «Считываем» нужную информацию Схема решения:

Найдите все значения параметра а, при которых уравнение имеет единственное решение. Правая часть этого уравнения задает неподвижный «уголок», левая – «уголок», вершина которого двигается по оси абсцисс. 2 х у АВ РЕШЕНИЕ.

Очевидно, что данное уравнение будет иметь единственное решение, если вершина движущегося «уголка» попадет в точку А, или точку В. Имеем, тогда А(-4; 0), В(-2; 0) и координаты этих точек удовлетворяют уравнению Ответ: В 2 х у А

Найдите все значения а, при каждом из которых решения неравенства образуют на числовой прямой отрезок длины 1. Решение. Изобразим графики левой и правой частей неравенства х у 0 Неподвижный «прямой угол» с вершиной в точке (-3; -1), лучи которого направлены вверх И сжатый в два раза «прямой угол», лучи которого направлены вверх и двигающийся вдоль оси абсцисс в зависимости от параметра а. С5С5

Решение. х у Заметим, что неравенство не имеет решения при -4

Решение. х у A B CD Раскрывая знак модуля на каждом интервале, получим: По условию IАВI = 1, значит: По условию ICDI = 1, значит: Ответ: Найдите все значения а, при каждом из которых решения неравенства образуют на числовой прямой отрезок длины 1. С5С5

Данное уравнение равносильно совокупности следующих двух уравнений: Количество решений данного уравнения - это число точек пересечения графика данного уравнения с горизонтальной прямой. По рисунку «считываем» ответ х а Найти количество корней уравнения в зависимости от параметра а 1

(«переход» метода интервалов с прямой на плоскость ) Неравенства с одной переменной Неравенства с двумя переменной 1. ОДЗ 2. Граничные линии 3. Координатная плоскость 4. Знаки в областях 5.Ответ по рисунку. 1.ОДЗ 2. Корни 3. Ось 4. Знаки на интервалах 5. Ответ. Метод интервалов: Метод областей: ОБОБЩЕННЫЙ МЕТОД ОБЛАСТЕЙ

Решение. На координатной плоскости нарисуем линии, определяемые равенствами у – х = 0 и х у - 1= 0 которые разбивают плоскость на несколько областей. При х = 1, у = 0 левая часть неравенства равна -1. Следовательно, в области, содержащей точку (1; 0), она имеет знак минус, а в остальных областях её знаки чередуются. Ответ: заштрихованные области на рисунке. х у На координатной плоскости изобразите множество точек, координаты которых удовлетворяют неравенству

Граничные линии: Строим граничные линии. Они разбивают плоскость на восемь областей, определяя знаки подстановкой в отдельных точках, получаем решение х у На координатной плоскости изобразите множество точек, удовлетворяющих неравенству Ответ: заштрихованные области на рисунке.

МЕТОД ОБЛАСТЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ Ключ решения: Графический приемСвойства функций Параметр – «равноправная» переменная отведем ему координатную ось т.е. задачу с параметром будем рассматривать как функцию f (x ; a) >0 Общие признаки задач подходящих под рассматриваемый метод В задаче дан один параметр а и одна переменная х Они образуют некоторые аналитические выражения F (x;a), G (x;a) Графики уравнений F(x;a) = 0, G(x;a) = 0 строятся несложно 1.Строим графический образ 2.Пересекаем полученный график прямыми перпендикулярными параметрической оси 3.«Считываем» нужную информацию Схема решения:

Найти все значения параметра р, при каждом из которых множество решений неравенства не содержит ни одного решения неравенства. Применим обобщенный метод областей. Определим знаки в полученных областях, и получим решение данного неравенства. Осталось из полученного множества исключить решения неравенства По рисунку легко считываем ответ Ответ: х р Построим граничные линии р = 3 р =

Сколько решений имеет система в зависимости от параметра а? x y Графиком второго уравнения является неподвижная окружность с центром в начале координат и радиусом 1 Графиком первого уравнения является семейство квадратов с вершинами в точках 4 решения при а = 1 решений нет при 8 решений при 4 решения при решений нет при Ответ: решений нет, если 8 решений, если 4 решения, если 0

При каких положительных значениях параметра а, система уравнений имеет ровно четыре решения? Запишем систему в виде: Построим графики обоих уравнений. Шаги построения первого уравнения: Строим уголок затем и симметрично отображаем относительно оси абсцисс. Второе уравнение задает семейство окружностей с центром (2;0) и радиусом а. Ответ: х у решений нет при 8 решений при 4 решения при при решений нет; при и система имеет 4 решения; система имеет 8 решений при Итак: 0

Литература 1.Внеурочная работа по математике в контексте реализации инновационных технологий. Дидактические материалы для организации деятельности обучаемых: учеб. пособиеавт.-сост.: А.Т. Лялькина, Е.В. Чудаева и др. – Саранск, П.И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, Б.М.Ивлев, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницен, С.И.Шварцбурд. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. Пособие для кл.сред.шк. - М.: Просвещение, Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. ЕГЭ – Составитель: Клово А.Г. – Задачи для решения из книг:

Спасибо за внимание!