Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся» ИРО ГУ-ВШЭ И.Фрумин М.Пинская С.Косарецкий Т.Плахотнюк Москва 2011 г.
База исследования В исследовании участвовали: 3 региона РФ 1500 школ Продолжительность работы: 2009 – 2010 г.г.
Комплекс данных Показатели, проанализированные в ходе статистического анализа (60 показателей): Финансирование Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Результаты деятельности ОУ Характеристики образовательного процесса. Информация, проанализированная в ходе диагностики школьного контекста: Управление Организация учебного процесса Преподавание Отношения с родителями, отношения в коллективе (школьный климат).
Динамика баллов ЕГЭ по русскому языку (в среднем по региону), гг.
Динамика баллов ЕГЭ по математике (в среднем по региону), гг.
Концентрация двоек ЕГЭ по русскому языку в школах, гг. (% двоек/%школ) 62% 64% 68%
Концентрация двоек ЕГЭ по математике в школах, гг. (% двоек/%школ) 61% 64%
Распределение результатов Типы школ Название кластера Выбросы 7%3%1% Низкая успеваемость 29%26%36% Проблемы с ЕГЭ 25%24%30% Успешные школы 21%18%17% Нет данных 18%29%16%
Профили кластеров Показатели Школы с проблемами успеваемости Школы с проблемами ЕГЭ Сильные школы Средний балл ЕГЭ по русскому языку Средний балл ЕГЭ по математике Доля сдавших ЕГЭ по русскому языку с неудовлетворительным результатом 0,5%1%0,1% Доля сдавших ЕГЭ по математике с неудовлетворительным результатом 1%2%0,3% Разница между максимальным и минимальным баллами ЕГЭ по русскому языку Разница между максимальным и минимальным баллами по ЕГЭ по математике Доля обучающихся на 4 и 5 в начальной школе 41%43%53% Доля обучающихся на 4 и 5 в основной школе 32%33%45% Доля обучающихся на 4 и 5 в средней школе 32% 47% Доля оставшихся на повторное обучение в начальной школе 0,7%0,3%0,1% Доля оставшихся на повторное обучение в основной школе 0,6%0,2%0,1% Доля выпускников основной школы, получивших аттестаты без троек 24%28%37% Доля выпускников средней школы, получивших аттестаты без троек 32%33%49%
Динамика результатов
Вызов проблемной школы: соразмерность задач и возможностей Контингент обучающихсяРесурсные ограничения и образовательные технологии
Основные стратегии эффективности Высокие ожидания и результаты, работа с данными Р. МарцаноП. Мортимор High reliability school Успешные практики США Высокие цели и эффективная обратная связь Высокие ожидания – вызов мышлению учеников Отставание – это катастрофа Большой объём данных Фокус на образовательных программах и стандартах
Основные стратегии эффективности Сотрудничество с родителями, позитивный климат, насыщенная среда Р. МарцаноП. МортиморШколы высокой надёжности Успешные практики США Включён- ность родителей и комьюнити Безопасная и упорядоченная среда Участие родителей в школьной жизни Позитивный климат Оборудование и оснащение, необходимые для высоких результатов Сотрудничество с комьюнити и родителями Культура сотрудничества и общего дела
Основные стратегии эффективности Лидерство и кооперация Р. МарцаноП. МортиморШколы высокой надёжности Успешные практики США Сильное лидерство, построенное на кооперации Сильное руководство и совместное планирование Иерархический менеджмент и коллегиальное принятие решений Культура сотрудничества педагогов и администрации
Основные стратегии эффективности В фокусе учение и преподавание Р. МарцаноП. Мортимор Highreliability school Успешные практики США Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество преподавания Для повышения качества преподавания школы должны найти способ влиять на то, что происходит в классах. Mckinsey2007
Группа 2 Группа 1 Работа учителя на уроке: УПРАВЛЕНИЕ
Группа 1 Группа 2 Работа учителя на уроке: ПРЕПОДАВАНИЕ
Проблемы преподавания Относительно высокий уровень профессионального мастерства ( от 46 до 57 баллов) – 13 человек, Средний уровень (32-43 балла) - 23 человека. Наиболее дефицитные профессиональные умения: умение развивать критическое мышление учеников, формировать понимание явлений и процессов, поддерживать активность учеников, вести мониторинг достижений учеников и выстраивать обратную связь, отслеживать индивидуальный прогресс. Таким образом, практика преподавания не может позволить школам справиться с осложнённым контингентом.
Проблемы организации учебного процесса, школьной культуры Ограниченный выбор элективных курсов, дополнительных услуг. Отсутствие профилей и углублённых курсов. Неразвитая практика системы выявления и презентации достижений учащихся (конкурсы, проектная деятельность). Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками. Школы устанавливают низкую планку ожиданий в отношении учебных результатов учащихся, смещают акцент с образовательных задач на задачи формальной социализации, функции присмотра и ухода за учениками.
Проблемы управления и организационной культуры Низкие ожидания, отсутствие стратегий. Слабое руководство: директор не занимает лидерской позиции, не сфокусирован на результатах работы педагогов, не готов предъявлять требования к персоналу. Дефицит квалифицированных кадров, ограниченные возможности их ротации. Изолированность педагогов, слабое развитие практики опытом между учителями, низкая мотивация к профессиональному развитию. В школах господствует культура низких ожиданий в отношении результатов деятельности школы, нет стимулов к развитию как педагогов, так и школы.
Проблемы взаимодействия с внешней средой Недостаточная внешняя активность школы, включенность в программы и проекты муниципального уровня (включая конкурсы и олимпиады) – «варимся в собственном соку». Низкий уровень вовлеченности родителей. Слабые связи с образовательными учреждениями (ДОУ, вузы), учреждениями социокультурной сферы. Низкие ожидания и отсутствие адресной поддержки со стороны учредителя. Внешняя среда не является источником ни стимулов, ни ресурсов для школ.
Характеристики успешных школ «Борющиеся» ОУ Число учеников % Неполных семей % Родите- лей с ВО % Много детных % Рабочих семей % Малообес- печенных % Учителей Высшей категории % Школа Школа Школа ,565150,538,8 Школа
Эффективные школы Стратегии заявляют высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам; осуществляют тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными; поддерживают учебную мотивацию школьников; поддерживают активный профессиональный обмен и развитие учителей; активно сотрудничают с окружением и родителями; создают насыщенную безопасную среду и позитивную культуру; реализуют кооперацию в управлении при сильном лидерстве директора.
Эффективные школы Результаты Средние баллы ЕГЭ выше средних по региону Высокий процент участников и призёров олимпиад и конкурсов высокого уровня Высокая социальная активность и позитивный имидж школы Образцы лучших практик – основа для программ school improvement
Программы улучшения результатов (перевода в эффективный режим работы) Разработаны и апробированы: макет программ инструментария проектирования и экспертизы программ, мониторинга реализации, анализа эффективности Программа интегрирует действия самой школы и инструменты поддержки со стороны муниципального (регионального) органа управления образованием
Основные блоки программы Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и результатов Развитие управления и лидерства Обмен опытом внутри школы Повышение учебной мотивации учеников Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом Развитие партнерства с учреждениями образования, социокультурной сферы В фокусе внимания - изменение преподавания и учебных результатов