Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (А.С.Пушкин) Краеведение как средство конкретизации общеисторического, средство активизации познавательной деятельности учащихся Обобщение результатов работы по краеведению учителя истории и обществознания МОУСОШ 8 н.п. Североморск-3 Новожиловой Татьяны Леонидовны
Как не любить тот край, где ты в кроватке зыбкой Увидел жизни свет, где бегал босяком В траве среди цветов, тянулся к ним с улыбкой, Где сам, теплом согрет, красивым рос цветком. Как не любить тот край, который в изобилье Тебе и силу дал, и разум молодой, И дали, что тебе свою красу открыли, И синих волн морских раскатистый прибой… В труде и в творчестве он радость вдохновенья Тебе для славы дан, как шум лесов и рек, Как солнечность твоим надеждам и стремленьям, Как вёсны, чье тепло ты полюбил навек. С тобою он во сне и наяву с тобою, Меняясь, ты растешь с ним вместе день за днем, Любуешься его нетленной красотою, Он – это жизнь твоя, твоя любовь, твой дом. (Владимир Сосюра) Родной Североморск как на ладони
Солнце зайдет – день потухнет Спрячется за горизонт, Как затерявшийся путник В тундре стоит гарнизон… ( из песни В. Кошкарева, летчика 987 МРАП ) Североморск -3 – наша малая родина
Краеведение позволяет увидеть историю как бы изнутри, изучая историческое пространство родного края, исторические тенденции и перемены через судьбы наших земляков в прошлом и настоящем в контексте российской и даже всемирной истории…
Краеведческая работа в МОУСОШ 8 Литературное краеведение Биологическое краеведение Географическое краеведение Историческое краеведение Направления реализации краеведческой работы в МОУСОШ 8 1.Вкрапление (или блочное изучение) краеведения в школьных предметах. 2.Изучение интегрированного краеведческого курса в начальной школе. 3.Через работу факультатива «История и география малой родины». 4.Через работу кружка по краеведению (5-7 классы). 5.Через работу исторического клуба (8-11 классы) 6.Через работу лекторской группы.
Образовательные и воспитательные задачи, реализуемые средствами краеведения. Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся; Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных: Формирование компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; Реализаций принципа связи обучения с жизнью. Изучение истории родного города. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов для объяснения исторических фактов и событий Формирование чувств патриотизма и уважения к народу. Воспитание духовности, нравственности. Цель - научить обучающихся видеть родной край в череде исторических событий России и мира Карта Карельско-Мурманского края, 1925 г.
Как изучается краеведческий материал в курсе истории Соотнесение исторических событий Мурмана с историческими событиями России и мира «погружение» в историческое событие Знакомство с исторической личностью Иллюстрирование исторических событий культурными, социальными и историческими «красками»
Диалектическая взаимосвязь истории страны и области – основной принцип исторического краеведения. Краеведение устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения Первая мировая война - 9 класс 1915 Открытие в городе Александровске станции международного телеграфа (Мурман Англия) Строительство Мурманской железной дороги. Начало строительства порта «Мурманск». Создание Северной ледокольной флотилии Официальное открытие города Романова-на-Мурмане (с 3 апреля 1917 г. город Мурманск) Февральская революция, Гражданская война в России – 9 класс Пребывание на Мурмане английских, французских, сербских, австрийских и американских войск Финляндия объявляет войну Советской России и заявляет претензии на центральную часть Кольского п-ва, от Кандалакши до Териберки, включая Кольский залив Подписан Тартурский договор по которому Финляндия получает выход в Баренцево море, Печенгу (Петсамо) и половину Рыбачьего и Среднего Образована Мурманская губерния.
Интервенция на Мурмане – гг. Фото из архива Исторической библиотеки университета штата Мичиган. Снимки сделаны Франком Дж. Макграфом. Служил в составе 167 американского транспортного корпуса в Мурманске. В задачу корпуса входило восстановление, ремонт и охрана железной дороги на участке: Мурманск - Сорока. Опорные пункты: Мурманск, ст. Масельгская, ст. Медвежья гора, ст. Сорока. Задание: проанализировать фотоматериалы, определить состав войск Антанты, базировавшихся на Мурмане
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке. Юными краеведами школы ведется постоянная исследовательская работа по восстановлению истории школы, своего населенного пункта.
Фотография - загадка Задание: Узнать исторический объект и составить его описание. Результаты оформить в виде мини-исследования.
Работа с архивными документами Голубцов Н.А. К истории города Колы Архангельской губернии //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. – – 1. – С.7–16; 5. – С.392–401. [397] Список Великого Государя с грамоты О починке Кольского острога От Великого Государя Царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белая росии самодержца в колской острог воеводе нашему Григорию Никитичю Козлову. В прошлом 1700 и в нынешнем 1701 годех в разных месяцах и числех посланы наши Великого Государя многие грамоты на двину к боярину нашему и воеводе ко князю Алексею Петровичю Прозоровскому и в колской острог к тебе, а велено в колской острог для осмотру и описи пушечного снаряду и всяких воинских припасов, что ныне в том городе есть, послать на лицо з двины кого пригож тотчас на скоро и осмотря все на лицо описать и на пятьсот стрельцов человек к тамошнему целому ружью послать з двины из наличной казны руже доброе так и порох и фителю и чего в нынешнее военное время в тот город надобно з болшее довольство, а тамошнее порченное оруже всякое и бердыши, которые в колском остроге явятца к воинскому потреблению негодны, что можно посилить……..….. ………….Великого Государя волостными и монастырскими крестьяны и лопарями всеми безоотведно, чтоб в военной случай в том городе в осаде сидеть было надежно. А о послушании посадцких людей и уездных крестьян в ратушу память послана. Писан на Москве лета 1701 сентября в 23 день. У подлинной грамоты припись дьяка Михаила Родостамова. Справа подьячего Андрея Иванова года декабря в 1 день подлинную Великого Государя грамоту подписал колянин Митка Дьяконов. (Труды Арханг. Губ. Статист. комитета за 1865 г. кн. 1, стр. 58–60). Задание: Проанализировать исторический документ. С какими событиями он связан?
Экспозиция одного из залов Военно- морского музея Северного флота Экспозиция одного из залов Североморского музея истории города и флота Виртуальные экскурсии по залам музеев Мурманской области Задание: Охарактеризовать вклад Северного флота в разгром немецко- фашистских войск в Заполярье
Их подвиг застыл в камне…. Памятник 6-ой героической батарее Торпедный катер ТКА-12 Памятник Герою СССР Б.Ф.Сафонову Памятник Герою СССР А. Бредову Памятник Герою РФ Т.А.Апакидзе Задание: исследовать предисторию памятника
Семейная реликвия. У каждого дома есть такая вещь, которую вы помните с самого раннего детства. Собственно и стоимость этой вещи не велика, но с ней связано много воспоминаний… Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории нашей любимой родины. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним». Книжка красноармейца Арасланова М.С. Орден Отечественной войны II степени нашей односельчанки Кулагиной Марии Акимовны
Результаты краеведческой работы МОУСОШ 8 1.Участие в краеведческих конференциях и конкурсах исследовательских работ (школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней) Личность в истории. А.В. Колчак (II место в конкурсе исследовательских работ «Молодые исследователи Севера», Диплом I степени регионального исторического конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек. История. Россия», ДипломII степени Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура». Личность в истории. Т. А. Апакидзе (Региональный исторический конкурс исследовательских работ старшеклассников – участие). Ю. А. Гагарин на Мурманской земле (1 место в литературно-краеведческом конкурсе «Берег России» 2.Участие в краеведческих викторинах школьного и муниципального уровней: Городская краеведческая игра, посвященная 60-летию города Североморск «В Североморске люди главное богатство» (Дипломы I-II степеней и благодарности – 8 наград). 3. Участие в краеведческих играх: «Мой северный город» к 60-летию Североморска - I место Городская краеведческая игра «Мужество, одетое в гранит» к 60-летию Североморска – II место. 4.Работа по восстановлению историю поселка Североморск-3, войсковых частей, организаций и учреждений. 5.Популяризация краеведческого материала через классные часы, устные журналы, выпуск стенных газет
- Кольские карты - Кольская энциклопедия - музеи Мурманской области - Мурманский областной краеведческий музей - Военно-морской музей Северного Флота – Североморский музей истории и флота Источники информации по краеведению: