У РАЛЬСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «И НТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА П СИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА СКЛОННОГО К ВСТУПЛЕНИЮ В МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ. Выполнила: Гайнутдинова Карина 9 класс, МОУ СОШ 24,Копейский городской округ Научный руководитель: Савеличева Т. С. педагог- психолог МОУ СОШ 24
Многочисленные социально- экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, повлекли за собой изменение традиционных стандартов культуры, изменение ценностей и установок, образа жизни всех слоев общества. В первую очередь новые веяния коснулись, естественно, молодежи.
Новизна исследования. Есть много работ посвященных описанию (отметим не изучению) молодежных субкультур, есть много научных работ посвященных изучению подросткового возраста, но нет работ которые бы синтезировали в себе два этих направления и ответили на вопрос: кто же эти ребята, которые вступили в «армию» молодёжной субкультуры?
Практическая значимость: результатом данного исследования станет обобщенный психологический портрет современного подростка склонного к вступлению в молодежные субкультуры, что поможет педагогам, родителям лучше понимать подростков.
Цель – создание психологического портрета современного подростка склонного к вступлению в молодежные субкультуры. Гипотеза: подростки, входящие в различные молодёжные субкультуры отличаются от своих ровесников по таким психологическим характеристикам, как самооценка, самоощущение подростков в группе, склонность к риску, стили поведения в конфликте.
Предмет – психологические особенности подростков. Объект – самооценка, самоощущение подростков в группе, склонность к риску, стили поведения в конфликте у подростков входящих в молодежные субкультуры.
Задачи: 1. Дать характеристику подросткового возраста. 2. Описать особенности молодежных субкультур. 3. Подобрать методы и методики исследования. 4. Исследовать самооценку, самоощущение подростков в группе, склонность к риску, стили поведения в конфликте у подростков входящих в молодежные субкультуры. 5. Проанализировать результаты исследования.
Методы: 1. Анализ литературы, изучение школьной документации. 2. Эмпирические методы исследования – тестирование. 3. Методы обработки и анализа полученных результатов.
Методики: 1)Методика «Дембо–Рубинштейн» (модификация Прихожан), цель – диагностика частных и общей самооценок (самооценка умственных способностей, характера, авторитета у сверстников, умелости рук, внешности, уверенности в себе). 2) Анкета «Моё самоощущение в группе». 3)Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. 4)Тест Томаса «поведение в конфликте»
Исследование проводилось на выборке 30 человек: 15 ( 8 юношей и 7 девушек) входят в различные молодежные субкультуры ( 4 ролевики, 5 хип-хоп культура, 1 квестер, 2 диггеры, 3 игроки «Дозора») и 15( 8 юношей и 7 девушек) человек не входят не в одну молодежную субкультуру.
О РГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проанализировав всё вышесказанное можно придти к следующему заключению: подростковый возраст - ступень развития, на которой видоизменяется поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение подростка –он становится - непонятным, чужым и даже отвергаемым… Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и состоянием психики подростка. Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, появляются способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению. Подросток ищет себя, этот поиск, проходящий на фоне поиска идентичности, стремлении к объединению, но в то же время к определенной обособленности и выделению, зачастую и приводит подростков к вступлению в различные молодёжные субкультуры.
Спасибо за внимание!