Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования
Этимологический экскурс в латинско-русский словарь novo – переделывать, реформировать, т.е.изменять по форме, формально) innovo – обновлять по сути, т.е. изменять качественно
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (1) Имеет характер совершенствования, рационализации существующей системы, допуская изменение отдельных ее элементов Осуществляется в рамках общепризнанных норм (теорий, подходов, методологий, парадигм) Имеет системный характер, связана с открытием новых направлений деятельности, созданием новых технологий, обретением нового качества результатов деятельности Выходит за рамки существующих норм
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (2) Ограничена по своему масштабу и времени реализации По форме экспериментальна, поскольку апробирует частные нововведения, пришедшие «сверху» Имеет системный, целостный характер и потому весьма продолжительна (в Финляндии – с 1970 года) Связана с организацией условий и пространства для качественно новой, иной деятельности, поэтому требует проращивания, культивирования этой деятельности изнутри
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (3) Организуется «вертикальное» информирование субъектов практики, передача им локального новшества «из рук в руки»; способ управления новацией чаще всего – административный Происходит полное обновление позиций субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы – прежде всего «снизу», активно поддерживаемое «сверху» (в идеале)
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (4) Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» теории и практики
Тематизмы профессионального образования Система оценивания степени сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов и выпускников (Барнаульский строительный колледж) Центр профессиональной подготовки школьников "Политехническая школа" (Машиностроительный профессиональный лицей, Красноярск) Разработка эффективных нормативно-правовых, содержательных и организационных моделей подготовки бакалавров и магистров по программам «двойных» российско-иностранных дипломов, а также совместных (двойных) российско-иностранных работ на соискание степеней кандидата наук и PhD (МГИМО МИД РФ) Тьюторское сопровождение молодежных инициатив и проектной деятельности в рамках Школы социального предпринимательства (некоммерческое партнерство «Смарт-концепт», Новосибирская обл.)
Приказ Минобрнауки РФ от «О статусе федеральной инновационной площадки»
Тематизмы педагогического образования и повышения квалификации Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого- педагогического образования в Российской Федерации (МГППУ) Построение непрерывной системы повышения квалификации по индивидуальной образовательной программе с использованием тьюторского сопровождения и ресурсов сети Интернет (Архангельский ОИППК) Проектно-сетевой институт инновационного образования (Нижегородский ИРО) Программа повышения профессионального развития управленческих и педагогических кадров системы образования «Дорогу осилит идущий…» (Добрянская СОШ 4, Пермский край) Разработка и апробация технологии обеспечения адресности повышения квалификации педагогических работников учреждений общего образования на основе взаимодействия процедур повышения квалификации с внедрением новой модели аттестации работников образования (С.-Осетинский ИПКРО) Создание инновационной практикоориентированной модели организации подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере школьного питания (колледж им.И.Т.Карасева, Тамбовская обл.)
Тематизмы общего образования: Отработка требований к качеству образования в образовательных учреждениях, реализующих программы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в условиях внедрения ФГОС (Ижевск, Гуманитарный лицей) Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений (открытый институт «Развивающее обучение», Москва) Разработка и апробация системы оценки качества индивидуализации образования (межрегиональная тьюторская ассоциация) Формирование образовательного пространства, способствующего наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально-творческих потребностей обучающихся (Вятская гуманитарная гимназия) Эффективная модель реализации ФГОС нового поколения в логике индивидуализации образования на дошкольной, начальной, основной и старшей ступенях («Эврика-Развитие» г.Томск) Совместное планирование достижений учащихся на разных ступенях школьного образования (частная общеобразовательная школа «Унисон», СПб) Реализация преемственности в системе непрерывного образования как средство обеспечения ФГОС (Школа здоровья 1679, Москва) Технология достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения (НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Москва) Социокультурная модернизация региональной системы образования как механизм реализации НОИ «Наша новая школа» (ИРОиПК Республики Саха (Якутия)
Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт: опыт познавательной деятельности в форме знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки); опыт творческой деятельности в форме умений решать задачи в новых условиях, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве); опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам, морали, к мировоззренческим идеям и др.
Проблематика ФИП когнитивный опыт; опыт практической (социальной) деятельности; опыт творчества; опыт отношений Социокультурное содержание образовательной инноватики – система отношений человека к природе, обществу и самому себе
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)
Сквозные цели ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья
Образование это путь и форма становления целостного человека ориентация на человеческую реальность во всей её полноте, во всех её духовно- душевно-телесных измерениях; поиск средств и условий становления полного человека – человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия
Сверхзадача – развитие человеческого потенциала В этом – критерий качества инновационного образовательного проекта
Эволюция проблематики проектирования в образовании (европейский контекст) От поздней античности до Нового времени: религиозная модель религиозная модель Эпоха Просвещения: светская модель «воспитательного идеала»: homo novus, «новая порода людей», «человек коммунистического завтра» и т.д. XXI век: отказ от всеобщего «идеального портрета всесторонне развитой личности» в пользу индивидуальной образовательной траектории
Базовые элементы проекта Г-О механизмы создания, мониторинга и оценки результатов ОП ОУ (и других уровней управления образованием); Г-О механизмы привлечения «внесистемных ресурсов» (культура, спорт, экономика, структуры власти…) Г-О механизмы медийного участия
Ж елаю творческой удачи!