Доменные имена и товарные знаки Воробьев Андрей Директор Департамента PR
Доменное имя – визитная карточка сайта 60% интернет-ресурсов имеют >2 доменов Адрес сайта - название фирмы, - товарный знак, - словесное обозначение, отождествляемое потребителем с компанией, - аббревиатура. Чем легче запоминается домен, тем большее количество пользователей его запомнят, увидев рекламу, и посетят сайт.
Защита доменного имени от перехвата При выборе свободного доменного имени не рекомендуется пользоваться сомнительными сервисами Whois. Не следует разглашать информацию о выбранном доменном имени до получения официального подтверждения регистрации. Следует тщательно изучать условия заключаемого договора. В договоре должны быть зафиксированы обязательства организации по регистрации домена второго уровня на Ваше имя.
Киберсквоттинг, тайпсквоттинг, фишинг, хайджекинг Патентные поверенные, профессионально занимающиеся защитой брендов, в пакет услуг для своих клиентов наряду с подачей заявки на регистрацию товарного знака предлагают одновременную регистрацию созвучного доменного имени. Обычно сразу в нескольких доменных зонах и в различных вариантах написания. > 100 доменов 2004 г. – 0,1% владельцев 2006 г. – около 9% Max на одно лицо – 1638 доменов.
Киберсквоттинг, тайпсквоттинг, фишинг, хайджекинг Тайпсквоттинг возможен благодаря: - вариативности написания того или иного доменного имени (ru-center / rucenter); - ошибкам в его написании (skoda / shkoda, kommersant / commersant); -неверному указанию домена верхнего уровня ( / и wwwlenta.ru Только в расчете на то, что пользователь при наборе адреса сайта пропустит точку после www, в домене RU зарегистрировано 284 домена второго уровня.
Киберсквоттинг, тайпсквоттинг, фишинг, хайджекинг Фишеры регистрируют домен, похожий по написанию на домен, например, популярного интернет-магазина, клонирует интерфейс и дизайн сайта, благодаря чему вводят пользователя в заблуждение. Легкий доступ к паролям и номерам кредитных карточек, другой персональной информацией. Фишеры регистрируют доменные имена, совпадающие с именами известных компаний, в которых часть латинских букв заменена на буквы национальных алфавитов (или символ "I" на цифру "1").
Похищения доменов Хайджекинг (от англ. hijacking - риск захвата доменных имен) – преступное присвоение доменов, по праву принадлежащих их законным владельцам. Материальный ущерб для владельца домена, вплоть до разрушения бизнеса компании. «Сопутствующий ущерб» несут клиенты и деловые партнеры владельца украденного домена. Похищение доменов зачастую - результат ошибок при регистрации, несоблюдения правил передачи доменов, пренебрежения правилами регистрации и использования доменов регистраторами, их партнерами и самими владельцами доменов.
Подделка документов Регистратору предоставляются письма на официальных бланках с поддельной подписью первых лиц организации, на основании которых домен передается новому владельцу-мошеннику. Такие ситуации в основном разрешаются возвратом домена прежнему владельцу после проведения экспертизы подписи или установления факта подделки печати на документе о передаче домена. Скорость обращения законного владельца к регистратору играет самую большую роль в деле возврата домена.
Собственная халатность владельцев доменов Порой обладатели теряют свои домены из-за собственной халатности, забывая вовремя производить оплату за перерегистрацию на следующий срок. В этом случае домен удаляется из базы, и его может зарегистрировать другое лицо. Именно таким образом, по вине провайдера, в зоне COM «потерял» свой домен издательский дом «Коммерсантъ» в конце 90-х годов. Обратно имя пришлось отбирать уже в судебном порядке у оперативно зарегистрировавшего освобожденный домен киберсквоттера.
Конфликт «Доменное имя – товарный знак» За рубежом В 1999 году Интернет-корпорация по назначению имен и нумерации (ICANN), управляющая адресным пространством Интернета, утвердила Единую политику разрешения споров по доменным именам (UDRP). С 1999 года – дел рассмотрено арбитрами ВОИС, в 85% случаев суд вставал на сторону законных владельцев доменов, и права на домены передавались последним. UDRP не применяется в отношении домена RU.
Конфликт «Доменное имя – товарный знак» В России Правила регистрации доменов в зоне RU Закон РФ от 23 сентября 1992 года 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Закон о товарных знаках признает нарушением прав владельца товарного знака включение в доменное имя обозначения, совпадающего или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. Сходство до степени смешения Однородность товаров и услуг
Разрешение доменных споров в России В 50% случаев - решения в пользу правообладателей товарных знаков судебных заседаний по спорам о доменах в месяц. От 3 месяцев до 3 лет - сроки рассмотрения. Январь 2006 г. - февраль 2007 г. рассмотрено 40 дел, касающихся 39 доменных имен, по 24 делам вынесены решения (из них в пользу истца – 11). Большинство доменных споров в 2006 году разрешались арбитражными судами. Из 40 споров заседания по 27 делам проходили в Арбитражном суде Москвы.
Часть четвертая Гражданского кодекса РФ Вступает в силу с 1 января 2008 года. Доменное имя не стало новым объектом исключительных прав, но включено в перечень объектов, препятствующих предоставлению правой охраны товарным знакам, если они повторяют доменные имена, зарегистрированные ранее приоритета товарного знака. Обратный захват домена так и не исключен (если зарегистрировать позже товарный знак, сходный с доменом до степени смешения).
Обеспечение доказательств Распечатка интернет-страницы, заверенная нотариусом, может послужить доказательством факта нарушения закона. Нотариальное заверение страницы необходимо произвести до обращения в суд, так как нотариус обеспечивает доказательства только по спору, находящемуся в досудебной стадии, или до рассмотрения дела в административном порядке.
Спасибо за внимание! Вопросы?