Методическая разработка по теме: «Применение компьютера на уроках физики» учителя физики Красноткацкой средней общеобразовательной школы Ярославского муниципального округа Образцовой Ирины Алексеевны. Научный руководитель: Майоров Александр Николаевич, кандидат физико- математических наук, доцент, методист информационно- вычислительного центра ИРО.
Введение. Особенности современного общественного развития. Информатизация общества Образование направлено на развитие личности Изменяется стиль взаимоотношений между субъектами образовательного процесса Задача общего образования- обучение молодых граждан способам работы с информацией. Путь решения задачи- использование новых информационных технологий (НИТ) в преподавании учебных предметов (физики). Решение задачи требует специальной подготовки учителя. Владение принципами и методикой компьютерного обучения должно стать современным требованием квалификационной характеристики учителя. Необходима непрерывно действующая система повышения квалификации, способная удовлетворять растущим профессиональным потребностям учителя.
Психолого-физиологические вопросы компьютерного обучения. Работа с компьютерной техникой (КТ) формирует у учащихся: 1.Алгоритмическое мышление; 2.Умение сознательно формировать свою деятельность; 3.Умение строить модели явлений; 4.Общую культуру мышления. Для осуществления учебного процесса с включением КТ существенны обстоятельства: 1.Обучение должно идти под воздействием учителя (прямое, опосредованное); 2.Система «компьютер-человек» способна выполнить задачи непосильные каждому компоненту этой системы в отдельности. Рекомендации: 1.Применение КТ возможно на всех этапах урока, на последних уроках дня (переключение на новый вид деятельности); 2.Введение элементов игры; 3.Время работы с КТ должно быть ограничено (симптомы утомления, повышенный радиационный фон).
Компьютер на уроках физики. Использование КТ, НИТ позволяет решать задачи: 1.Вырабатывать навыки рациональной организации учебного труда; 2.Формировать интерес к изучаемому предмету; 3.Целенаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельности; 4.Развивать самостоятельность учащихся; 5.Готовить к творческой деятельности; 6.Вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения. Применение КТ. Общее Специальное
Компьютер на уроках физики. Универсальное техническое средство Моделирование физических процессов Компьютерная, измерительная лаборатория L- микро Использование обучающих программ (электронные учебники) Применение телекоммуни каций в дистанционн ом обучении Использование текстовых и графических редакторов для подготовки дифференцированных материалов, учебно- исследовательских, реферативных работ Использование информационных ресурсов, электронных энциклопедий. Использование специализиров анных электронных таблиц Excel
Компьютерные презентации. Возможности и применения: 1.Одновременное использование различных способов предоставления информации: числа, текст, графика, анимация, видео, звук. 2.Активная роль пользователя в интерактивном диалоге с компьютером. 3.Возможность создания мультимедийных проектов. 4.Возможность использования в рекламе, при выступлениях на конференциях, при объяснении материала учителем, докладах учащихся. 5.Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно с текстом мультимедийных объектов. 6.Возможность перехода от слайда к слайду с помощью управляющих объектов (гиперссылок).
Компьютерные презентации. Этапы создания презентации: 1.Формулировка темы. 2.Определение количества слайдов. 3.Создание слайдов. 4.Выбор дизайна презентации. 5.Редактирование и сортировка слайдов. 6.Переходы между слайдами. 7.Демонстрация презентации. Преимущества компьютерных презентаций: 1.Представляются широкие возможности электронного представления учебного материала. 2. Возможность моделировать опыты и физические явления. 3. Возможность выявить способности учащихся отбирать и предоставлять информацию. 4.Возможность использования альтернативных источников информации. 5. Возникает еще один шанс заинтересовать учащихся физикой.
Заключение. Принципы компьютерного обучения Общие Частные 1.Компьютеризация обучения- современная тенденция развития дидактики и конкретных методик. 2.Владение методикой компьютерного обучения становится центральным требованием профессиограммы учителя. 3.Использование КТ должно быть комплексным в сочетании с другими средствами ТСО. 4.Центральной фигурой на уроке остается учитель. 1.Использовать КТ как дополнение к реальным экспериментам. 2.Моделировать физические процессы при отсутствии возможности проведения эксперимента. 3.Дозировать работу с использованием КТ. 4.Усложнять работу с КТ постепенно.