Корпоративная интеграционно- транспортная система ОАО «СО ЕЭС» Вячеслав Максимов, руководитель направления решений для энергетики компании КРОК
Общая информация о СО ЕЭС Трехуровневая система управления ЦДУ, 7 ОДУ и 57 РДУ Несколько тысяч внешних контрагентов (генерирующие, электросетевые, энергосбытовые компании и крупные промышленные потребители) Централизованное оперативно- технологическое управление ЕЭС России Управление режимами и обеспечение надежности работы энергосистемы. Поддержка рынка электроэнергии (мощности)
Разработка прикладных автоматизированных систем ОАО «СО ЕЭС» Классы автоматизированных систем: –Технологические приложения (управление режимами ЕНЭС) –Обработка заявок на вывод оборудования в ремонт –Внутрикорпоративные финансово-экономические приложения –Системы поддержки рынка электроэнергии и мощности (БР и РСВ) –Системы взаимодействия с внешними организациями (ГРЭС, ТЭЦ, электросетевые и энергосбытовые компании, крупные промышленные потребители) ! Основная проблема: Каждый разработчик автоматизированной системы начинает проектировать и внедрять собственные средства межуровневого взаимодействия и организации шлюзов во внешние системы Разработка ведется силами специалистов СО ЕЭС и подрядными организациями
Назначение КИТС Единая транспортная инфраструктура для приложений и информационных систем СО ЕЭС на всех уровнях диспетчерского управления: –Гарантированная доставка данных с возможностью получения уведомлений о доставке (квитирование) –Интеграция в ИТ-инфраструктуру ОАО «СО ЕЭС» –Развертывание адаптеров для унаследованных приложений Создание единой среды интеграции приложений и информационных систем СО ЕЭС: –Поддержка современных/перспективных протоколов и средств обмена данными –Поддержка средств интеллектуальной обработки данных на уровне КИТС –Поддержка взаимодействия с внутренними и внешними клиентами СО ЕЭС
Цели создания КИТС Унификация методов и средств обмена информацией между приложениями в распределенной среде Сокращение затрат на реализацию средств обмена информацией для создаваемых прикладных систем Повышение надежности обмена информацией между субъектами взаимодействия Обеспечение перехода к унифицированным форматам передаваемой информации
Стандарты МЭК Data Warehouse Substation Automation OMS Dist Wires Model Grid Wires Model DAC CIS VRU AM/FM/GIS Distribution Automation Human Resources Outage Reporting Event History Work Management EMS... CIM X.1 X.2 X.3 X.4 X.5 Подписчик CIM App X.1 Y.1 X.2 Y.2 X.3 X.4 X.5 Подписчик CIM App X.1 Y.1 X.2 X.3 X.4 Y.4 X.5 Y.5 Подписчик CIM App X.1 Y.1 X.2 X.3 Y.3 X.4 Y.4 X.5 Подписчик Подписчики: Несколько адаптеров получают одно сообщение. Каждый адаптер: Разбирает сообщение, Отбирает необходимые данные Преобразует данные в формат приложения, Передает данные в приложение/базу данных для последующей обработки. App CIM Y.1 X.1 Y.2 X.2 Y.3 X.3 Y.4 X.4 Y.5 X.5 Публикатор Публикатор: Одно приложение, один адаптер: Получает данные от приложения/базы данных Переводит данные (если необходимо) на Общий язык (Каноническую модель данных) Помещает данные в шаблон сообщения. Публикует сообщение (Опубликовал и забыл) Интеграционная шина (EDA) Тип сообщения: ChangedNetworkDataSet (XML)
Очередность создания системы КИТС 1-й очереди Развертывание транспортной инфраструктуры КИТС: –IBM WebSphereMQ, дополнительные утилиты администрирования и файловые адаптеры на всех узлах КИТС –Средства мониторинга, администрирования и конфигурирования КИТС в ОДУ/ЦДУ КИТС 2-й очереди Средства обработки данных и взаимодействие с внешними контрагентами: –Развертывание в узлах КИТС в ОДУ/ЦДУ средств маршрутизации и преобразования информации на базе MS BizTalk и/или IBM WebSphere –Создание шлюзов для взаимодействия с внешними организациями –Подготовка к переходу на унифицированные интерфейсы и форматы сообщений КИТС 3-й очереди –Переход на унифицированные интерфейсы и форматы сообщений (включая в перспективе переход на CIM-модель)
Создание транспортной инфраструктуры: –Гарантированная доставка информации с возможностью получения уведомлений о доставке –Передача данных разных типов, форматов и структуры –Обеспечение должного уровня безопасности информации Цели и задачи КИТС 1-й очереди Создание единой внутренней среды интеграции приложений и автоматизированных систем: –Поддержка интерфейсов прикладного программирования (API) –Поддержка разных типов приложений и платформ –Поддержка адресных каталогов и адресной маршрутизации сообщений
КИТС 1-й очереди
«Побочный эффект» от внедрения КИТС Завершение инфраструктурных проектов: –Создание единого корпоративного каталога ОАО «СО ЕЭС» Изменение подходов к обеспечению информационной безопасности – Отказ от «шаблонных» требований и переход к практическим решениям – Широкое использование штатных функций защиты информации интеграционных продуктов, прошедших сертификацию ФСТЭК Учет требований со стороны КИТС в смежных инфраструктурных проектах –Проект создания мультисервисной сети ОАО «СО ЕЭС»
Основные цели КИТС 2 -й очереди Создание шлюзов для обмена информацией между КИТС-2 и прикладными системами в смежных организациях с характеристиками: –Гарантированная доставка информации с возможностью получения уведомлений о доставке в обе стороны –Передача данных разных типов, форматов и структуры –Обеспечение должного уровня безопасности информации Автоматизация распределенных бизнес-процессов: –Поддержка сервис-ориентированной архитектуры –Поддержка средств интеллектуальной маршрутизации сообщений и преобразования данных Повышение надежности функционирования средств, развернутых в рамках 1-й очереди Формирование методик и правил обмена информацией на основе унифицированных форматов сообщений
Задачи создания 2-ой очереди КИТС Обмен информацией с контрагентами: –Гарантированная доставка –Протоколы HTTP, SMTP/POP3, MQI –Преобразование протоколов –Защита информации при межсетевом взаимодействии –Асинхронное взаимодействие Расширение функций обработки сообщений: –Маршрутизация сообщения (по адресной части и содержимому) –Преобразование форматов сообщений –Комплексная обработка содержимого сообщений Формализация процесса обмена сообщениями между прикладными системами СО ЕЭС: –Разработка методики описания форматов обмена данными –Разработка эталонного бизнес-процесса ОАО «СО ЕЭС»
КИТС 2-й очереди
Цели создания 3-й очереди КИТС Унификация нормативно-справочной информации в соответствии с CIM-моделью Стандартизация форматов обмена информацией (CIM/XML Messaging) Реализация специализированных протоколов обмена информацией - Generic Interface Definition (GID) Переход к модели отраслевых стандартов МЭК 61970/61968:
КИТС 3-й очереди
Продукты для реализации КИТС Интеграционно-транспортная платформа –IBM WebSphere MQ –IBM WebSphere DataPower –IBM Tivoli Omegamon XE Инфраструктура –Microsoft Active Directory –Microsoft SQL Server –Microsoft Exchange Дополнительные средства –Sun Java Enterprise Directory Server
Применение КИТС в бизнес-процессах СО ЕЭС Обмен информацией через средства гарантированной доставки –Передача и прием пакетов обмена данными между ЦДУ и филиалами, формируемых информационной системой управления ОАО «СО ЕЭС» –Информационный обмен «Системы регистрации и межуровневого обмена командами диспетчерского управления, отчетной и плановой информацией на базе XML-сообщений»
Обмен информацией с применением файлового адаптера КИТС –Выбор состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) уровней ЦДУ - ОДУ –Формирование предварительного плана балансирующего рынка (ППБР) уровней ЦДУ - ОДУ –Одноуровневое планирование диспетчерского графика –Передача ранжированных таблиц на загрузку и разгрузку генерирующего оборудования уровней ЦДУ - ОДУ, РДУ –Информационный обмен ПО «Прогноз потребления» Применение КИТС в бизнес-процессах СО ЕЭС
Направления развития КИТС Сервис-ориентированная обработка событий SOA&EDA –Гибкая автоматизация бизнес-процессов Реализация специализированных адаптеров КИТС –Адаптер для реляционных СУБД Создание единого информационного пространства –Стандартизация альбома XML-сообщений (CIM-модель) –Применение единой системы идентификации (CIM-модель) –Использование информационной модели SCADA/EMS
Спасибо за внимание! Вячеслав Максимов, руководитель направления решений для энергетики компании КРОК Тел: (495)