ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ 2010 год СО ГРТ им. И.И. Малышева Методический семинар
Пути оптимизации: - методический; - психологический.
Методический аспект Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения.
Методы обучения: - пассивный; - активный; - интерактивный.
Пассивный метод обучения
- легкость подготовки к уроку; - возможность преподнести большое количество учебного материала в ограниченное время.
Активный метод обучения
Активный метод обучения: - студенты – активные участники урока; - демократичный стиль взаимодействия.
Интерактивный метод
«Inter» = взаимный «act» = действовать
Интерактивный метод: - более активное взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом; - доминирующая роль студентов; - направляющая роль преподавателя.
Интерактивный метод Интерактивные упражнения и задания: - ИЗУЧЕНИЕ нового материала - ЗАКРЕПЛЕНИЕ нового материала - максимальное РАЗВИТИЕ студентов
Цель образования: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Передача знаний, умений, навыков. Развитие способностей.
Интегративное название: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Школа памяти. Школа мышления, педагогика открытий.
Главный девиз педагога: Традиционная педагогика Развивающая педагогика «Делай, как я!»«Думай, как сделать!»
Кредо педагога: Традиционная педагогика Развивающая педагогика «Я – над вами!» «Я – вместе с вами!»
Роль преподавателя: Традиционная педагогика Развивающая педагогика НОСИТЕЛЬ информации, ПРОПАГАНДИСТ знаний, ХРАНИТЕЛЬ норм и традиций. ОРГАНИЗАТОР деятельности студентов и сотрудничества, КОНСУЛЬТАНТ, управляющий учебным процессом.
Функция педагога: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Сообщение знаний. «Выращивание» человека.
Стиль преподавания: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Авторитарный. Демократичный.
Стиль взаимодействия: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Монологический (со стороны преподавателя). Диалогический.
Преобладающий метод обучения: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Информационный. Проблемно- поисковый.
Формы организации занятий: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Фронтальные, групповые. Индивидуальные, групповые.
Преобладающая деятельность студентов: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму. Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность.
на САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ работу студентов по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Много меньше.Сопоставимо. Время урока
Позиция студента: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Пассивная, отсутствие интереса. Активная, инициативная, наличие интереса.
Мотив к учению: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Создается эпизодически. Создается всегда и целенаправленно.
Психологический климат урока: Традиционная педагогика Развивающая педагогика Формируется изредка и подчас «стихийно». Формируется всегда и целенаправленно.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (преподаватели глазами студентов): - несдержанность; - недоверие к студентам; - применение авторитарных мер воздействия; - преподаватели уверены в собственной непогрешимости, не признают своих ошибок.
Психологический аспект (анкетирование преподавателей): Трудности во взаимоотношениях со студентами: 42% - трудности образовательного процесса 32% - недостаток знаний по психологии 27% - нет ответа 15% - нет проблем 6% - по вине студентов 2% - затрудняюсь ответить
Смысловой барьер - по отношению к человеку; - по отношению к требованию.
Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой!