ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с ОВЗ; оптимизировать семейный микроклимат, социальные контакты семьи, ребенка и общества.
ЗАДАЧИ формирование готовности к взаимодействию со специалистами; оптимизация детско-родительских взаимоотношений, выработка позитивных родительских установок в отношении ребенка; формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие у родителей умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полному самовыражению в семейной и общественной микросреде; ориентирование процесса семейного воспитания с учетом особенностей развития ребенка и его особых образовательных потребностей; создание в семье коррекционной предметно-развивающей среды; обучение родителей эффективным приемам общения, воспитания и обучения детей с ОВЗ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ СПЕЦИАЛИСТАМИ, РАБОТАЮЩИМИ С РЕБЕНКОМ И ЕГО СЕМЬЕЙ. Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Учитель-логопед помогает родителям обеспечить усвоение ребенком речевой функции. Воспитатель восполняет недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений Педагог-психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанные с общение, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях. Музыкальный руководитель взаимодействует с родителями по вопросам художественно- эстетического развития детей. Врач-психоневролог назначает лечение по показаниям, оказывает консультативную помощь родителям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЭТАПАМ 1.Диагностический ( выявление специфики родительской позиции в отношении ребенка с ОВЗ, воспитательные возможности семьи, стиль взаимоотношений с ребенком в семье ) 2.Проектировочно-деятельностный (осуществляется адресная социально-педагогическая помощь семье с различными типами детско-родительских отношений) 3.Рефлексивный (анализируются результаты взаимодействия с семьей, проводится оценка удовлетворенности родителей образовательными услугами)
ГРУППЫ СЕМЕЙ С ХАРАКТЕРНЫМИ СТИЛЯМИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. Первая группа семей отличается усилением родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения гипопротекцией. Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества. Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ определяются на основе стилей семейного воспитания Анкетирование Консультирование Информационные стенды Фото выставки Родительские собрания (круглый стол, лекции, дискуссии, игры тренинги, родительский клуб) Обучающие занятия (индивидуальные, подгрупповые) Домашние задания
ВЫВОД: Технология взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях ДОУ компенсирующего вида обеспечивает психолого - педагогическую и медико – социальную помощь детям с различными патологиями, направлена на их реабилитацию, адаптацию и интеграцию в общество.