Развитие учительского потенциала в ОУ региона Волков В.Н., к.п.н. доцент СПб АППО IV конференция «Ресурсы развития школы» 25 февраля 2011
«Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ
«Петербургская Школа » Направление «КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ»: дополнение принципа «ответственности учителя» принципом «ответственности за учителя». Темы: новый формат и качество системы ПК; развитие сетевых и корпоративных моделей ПК; нормирование труда учителя в контексте новых ФГОС; организация прикладного педагогического бакалавриата, системы тьюторства, наставничества и педагогической интернатуры; усиление статуса профессии; увеличение средней заработной платы педагога
Итоги анкетирования руководителей ОУ к конференции Регионы России: Костромская область, Мурманская область, Орловская область, Омская область, Псковская область, Тульская область Период – февраль 2011 года Всего – 26 анкет (более 40 респондентов)
Позитивные изменения кадрового потенциала ОУ в регионах Всего: да – 85%, нет – 15% Рост категорийности педагогов42% Приход в ОУ молодых специалистов39% Владение учителями ИКТ27% Активная инновационная деятельность 15%
Трудности кадрового обеспечения ОУ в регионах Всего: да – 92%, нет – 8% Старение педколлективов46% Слабая (несовременная) подготовка молодых специалистов 15% Нехватка учителей по некоторым специальностям 12% Профессиональное выгорание (в т.ч. из-за непедагогической нагрузки) 12%
Потребность в управленческих решениях Повышение зарплаты и создание системы стимулирования педагогов 69% Изменение подготовки молодых специалистов в ВУЗах 27% Развитие системы повышения квалификации учителей 15% Введение обязательности «отработки» диплома ВУЗа 15%
Анализ программ развития ОУ СПб В январе-марте 2010 года проведен анализ 70 действующих программ развития ОУ Санкт-Петербурга для определения степени их направленности на развитие кадрового потенциала
Сферы кадровой политики ОУ Подбор и расстановка кадров Система обучения персонала Информационная поддержка сотрудников Система стимулирования персонала Условия и формы вовлечения персонала в управление «Социальный пакет» педагогов Д
Некоторые результаты анализа (1) Общие выводы по итогам анализа: практически все ОУ рассматривают кадровый потенциал как ресурс и средство развития, что отражено в констатирующей части программ; велика доля программ развития ОУ (50%), в которых отдельно не выделены проекты по совершенствованию учительского корпуса; такие направления развития ОУ как совершенствование кадрового потенциала, формирование и внедрение кадровой политики школ, гимназий и лицеев могут рассматриваться как «области для улучшения» в кратко- и среднесрочной перспективе
100% ОУ рассматривают обучение педагогов как ключевое направление совершенствования кадрового потенциала; 85% ОУ выделяют вторым по значимости направлением изменения кадровой политики - обновление форм и методов стимулирования педагогов, создание условий признания их работы; по 50% ОУ акцентируют внимание на и необходимости информационной поддержки педагогов, условиях и формах их вовлечения в управление ОУ; 10% ОУ определяют как перспективное направление своей работы по программам развития такую область кадровой политики социальная поддержка педагогов - такие примеры могут рассматриваться как свидетельства социальной ответственности руководства данных ОУ Некоторые результаты анализа (2)
Возможные решения: примеры из опыта работы ОУ России создание Этического кодекса - СПб, ГОУ школа 72; система рейтингов учителей - СПб, ГОУ школа 164; программа повышения квалификации педагогов - Минусинск, МОУ школа 9; программа «Здоровье педагога» - Челябинск, МОУ школа 118; мастер-классы - разработка Положения - Липецк, МОУ школа 68; временных творческих коллективах педагогов - разработка Положения - Шарья, МОУ школа 2; система договоров о работе педагогов на доверии - Липецк, МОУ гимназия 64
Резюме результаты анализа свидетельствуют, что ОУ Санкт- Петербурга, выстраивающие или имеющие систему кадровой политики, избирают одну или несколько приоритетных областей в ней и проектируют их изменения посредством программ развития; выбор ОУ обусловлен различными внутренними и внешними факторами; в российских ОУ имеются разнообразные формы работы с педагогами; направления развития ОУ, связанные с совершенствованием педагогического потенциала перспективен; в будущем выбор будет детерминироваться новыми федеральными и региональными требованиями («ННШ», «ПШ-2020», новый Закон «ОО», ФЦПРО и др.)
Развитие учителя - успехи школы Виктория, Австралия Альберта, Канада СингапурНидерландыСреднееНью- Йорк, США Онтарио, Канада Новая Зеландия Руководители, поддерживающие индивидуальное развитие учителей, предопределяют успехи школы (% респондентов, М. Барбер, 2010)
Развитие учителя - успехи школы Доля руководителей, ежедневно работающих с учителями по поддержке их развития (% респондентов, М. Барбер, 2010) Среднее Сингапур Новая Зеландия Онтарио, Канада Альберта, Канада Виктория, Австралия Нью-Йорк, США
Вместо послесловия… Средства влияния руководителей школы на результаты обучения учащихся Источник:Viviane Robinson, 2008
Приглашаем ознакомиться с материалами сборника «Кадровая политика школы» Сборник вышел в свет в изд-ве СПб АППО в феврале 2011