Системная модернизация России и проблемы формирования информационного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики РАН
Основные вопросы доклада: Структура проблем информационного общества Системная модернизация России и проблемы развития информационного общества План реализации Стратегии развития информационного общества на гг. Государственная программа «Информационное общество гг.» Развитие информационного общества и проблемы российского образования
Глобальные процессы и проблемы современности: Глобализация общества Глобальная информатизация Глобальная безопасность и устойчивое развития Глобальный финансово -экономический кризис Системный кризис в духовной сфере общества
Структура глобальных проблем информационного развития : Общие глобальные проблемы информатизации общества Национальные и региональные проблемы информатизации Информационная безопасность Человек в информационном обществе Информационная культура и этика
Структура проблем развития информационного общества: Проблема «Овладения информацией» Проблема доступности информации Информационная безопасность Отставание общественного сознания от темпов научно - технологического прогресса в 21-м веке
Структура проблемы «Овладения информацией»: Философия информации Новая информационная реальность в развитии общества «Электронизация» информационных ресурсов – создание цифрового контента Новая информационная и электронная культура личности и общества
Качество жизни в информационном обществе В информационном обществе структура личного, корпоративного и национального богатства существенно изменяется Качество жизни зависит от уровня информационного развития общества Изменяется система ценностей и культурных потребностей человека
Важные события последнего времени в России: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена ) Международный форум «Наука и общество: информационные технологии» (2009) План реализации Стратегии развития информационного общества на гг. Тверской Форум по проблемам развития информационного общества (июль 2010) Государственная программа «Информационное общество гг.» - утверждена
Международный рейтинг информационного развития России: 2010 г. – 80- е место из 133 стран мира. (В 2009 г е, в 2008г. – 72-е) Главные причины снижения рейтинга: 1. Неразвитость информационной инфраструктуры; 2. Неравномерное информационное развитие регионов; 3. Реформы в образовании.
Международный рейтинг развития ИКТ- индустрии (2009 г.): 1. США 38. Россия 2. Финляндия 39. Китай 3. Швеция … 4.Канада 44. Индия 5. Нидерланды …. 6. Великобритания 65. Нигерия 7. Австрия 66. Иран 8. Дания 9. Сингапур 10. Норвегия
Актуальные проблемы развития информационного общества в России : Информационная инфраструктура Информационное неравенство регионов Доступ к информации Система образования не отвечает новым условиям информационного общества Информационная и электронная культура Общественное сознание и СМИ
Причины отставания общественного сознания: Высокая динамика развития процессов информатизации общества Консерватизм системы образования Пассивная позиция СМИ, деятелей культуры и искусства Недостаточная научная разработка проблем информатизации общества
Прогноз Генерального секретаря ООН (Тунис, 2005г.): Всеобщий доступ к средствам телефонной связи – 2010 год Всеобщий доступ к средствам сети Интернет – 2015 год Примечание: В 2000 г. 3 млрд. чел. (50% населения Земли) не сделали ни одного телефонного звонка.
Этапы развития информационного общества в России: Стратегия развития информационного общества в РФ до 2015 года (2008г.) Совет по развитию информационного общества при Президенте России (2009г) План мероприятий по развитию информационного общества на годы. Государственная программа «Информационное общество гг.»
Некоторые результаты развития информационного общества в России: Подключение всех школ к сети Интернет в гг. – более 65 тыс. Развитие стационарной телефонной связи Развитие мобильной связи Спутниковая навигационная система ГЛОНАСС Развитие сети Интернет в России
Основные направления развития ИКТ на годы: Безопасность жизнедеятельности – 54, 2 Развитие ИКТ - инфраструктуры – 22,9 Электронное правительство – 17,9 Здравоохранение и социальная защита населения – 13,2 Развитие национальной промышленности ИКТ – 12,9 Сфера культуры – 5,6 Цифровое неравенство – 2,4
Доступ в Интернет как критическая технология: В Китае 320 млн. пользователей (95%) имеют широкополосный доступ В России – 9 млн. (17%). Московский социальный проект «Социальная розетка» Федеральный проект «Социальная розетка» ( гг., 39 городов) Нужна Федеральная программа «Социальный интернет»
Сингапур: опыт построения электронного государства Сингапур сегодня: 5 млн. чел., 13 университетов; ВВП на душу населения – 52 тыс. долл. Скоростная телемагистраль на оптоволокне (2001 г. - подключены все здания). Электронное правительство Информационное законодательство.
Доступ в Интернет в условиях экономического кризиса : По данным Всемирного банка, ряд стран (Австралия, Ирландия, Сингапур, Южная Корея, Япония) увеличивают вложения в развитие широкополосного доступа в Интернет и рассматривают это как важную антикризисную меру в экономике.
Государственная программа «Информационное общество гг.» Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Электронное государство и повышение эффективности государственного управления. Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике. Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества. Обеспечение безопасности в информационном обществе. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия
Объемы финансирования Программы: Ежегодно млрд. руб. В том числе: 120 млрд. руб. - федеральный бюджет, 50 млрд. руб. – из региональных бюджетов 200 млрд. руб. – из внебюджетных источников.
Концепция Электронного государства: Массовый сервис для коллективной работы с документами Государственные информационные системы Управление информатизацией органов государственной власти Стандарты компьютерной грамотности государственных служащих
Преодоление цифрового неравенства: Дешевый широкополосный доступ в регионах – 50 Мбит для 85 % населения Отечественная сетевая платформа Телевидение как средство доступа в Интернет Развитие мобильных сервисов Опережающее развитие цифрового контента (начиная с 2011 года)
Актуальные проблемы образования в России: Рыночная ориентация образования не учитывает требований инновационного развития общества. Не ведется подготовки кадров для информационного общества. Происходит «разрыв поколений» в среде преподавателей и ученых. Снижается общий уровень образованности общества.
Некоторые данные 2008 года: Количество выпускников школ сократилось на 400 тыс. чел. 25 % выпускников школ показали неудовлетворительные знания по математике Обеспеченность специалистами отрасли ИКТ – 40 % Рейтинг «информационного развития» России: 74 место (среди 170 стран)
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»: Соответствие целям опережающего развития страны Раскрыть способности, научиться жить в высокотехнологичном конкурентном мире Поддержка талантливых детей Ключевая роль учителя Современный облик школы Здоровье школьника. Послание Федеральному Собранию РФ от г.
Информационные аспекты качества образования: Необходима приоритетная информатизация сферы образования Нужна новая информационная и электронная культура личности Информационная ориентация содержания образования Изучение проблем информационного общества (социальная информатика)
Новые научно-образовательные инициативы Китая: 2006 г. - создание Института социальной информационной науки 2007 г. – Первая Национальная конференция по социальной информационной науке 2010 г. - Четвертая Международная конференция по фундаментальным основам информационной науки 2010 г. – создание Международного центра по философии информации
Новое направление в области китайской философии: Философия информации – новое направление исследований в области развития китайской философии науки и техники. (Журнал «Вопросы философии, 2007, 5)
Первоочередные задачи российского образования: Ориентация на опережающее инновационное и информационное развитие страны Модернизация программ педагогической магистратуры Переподготовка преподавателей школ и библиотечных работников Подготовка специалистов для информационной сферы общества
Проект модернизации педагогической магистратуры: Разработан Сибирским федеральным университетом (совместно с учеными РАН) Комплекс из 13-ти инновационных дисциплин для магистров Сетевая структура разработки и сопровождения новых курсов
Новые программы образовательных дисциплин для магистров: «Философия и история образования» «Основы методологии научной и образовательной деятельности» «Основы теории управления образовательными системами»; «Система качества образовательных учреждений».
Учебные курсы по проблемам информационного общества: «Социальная информатика» «Информационные ресурсы общества» «Информационная культура личности» «Теоретические основы информатики» «Информационные технологии в науке и образовании» «Основы информационной безопасности»
Курсы для формирования современного научного мировоззрения: «Глобализация и устойчивое развитие» «Основы синергетики» «Историко-философское введение в проблемы информатики»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Развитие информационного общества – это качественно новый этап развития цивилизации Сегодня необходима новая парадигма образования России нужна новая информационная и электронная культура Нужна активная пропаганда возможностей информационного общества
Некоторые публикации: Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. // Информационное общество, 4-5, Соколов И.А., Колин К.К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. // Информатика и ее применения, Т.2. Вып. 1. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. // Открытое образование, 3, 2009.
Некоторые публикации: Колин К.К. Широкополосный доступ в Интернет как критическая технология развития информационного общества в России. //Современные телекоммуникации России, 9, Колин К.К. Актуальные философские проблемы информатики. – М.:, – 222 с. Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование, 6, 2010 (в печати).