СМИ о школе: почему может быть интересно писать правду Минобрнауки России июнь, 2009
Аргументы недели 6 от 12 февраля 2009 В дырявых сетях Интернета: С 2002 г. в России действует президентская программа «Компьютер – в каждую школу». Связисты пообещали подключить к Паутине школ. Начали с песней. Но подключили меньше половины. С января 2009 г. Всемирная паутина перестала подавать признаки жизни более чем в 17 тыс. школ страны Россия - не джунгли, а, кажется, вполне цивилизованная страна, но у нас сегодня растут свои «маугли». Хотя у многих из них есть и дом, и даже родители. А вот число беспризорных детей перевалило за 5 миллионов Все как будто бы хорошо и у проекта «Образование». Необходимые средства на 2009 г. выделены в полном объеме. Речь идет о 260 млрд. рублей. Получается, правительство выделяет гигантские суммы на интернетизацию страны, а они как будто бы засасываются в «черные дыры». Кем? У программы 2 заказчика: Мин-комсвязи и Минэкономразвития. Своего рода Рыба, Рак и Щука
zavuch.info В связи с отменой ЕТС и внедрением нового метода расчета заработной платы, базовая оплата учителям в ряде регионов была снижена Согласно НСОТ новому методу, активно внедряемой реализованному Министерством науки и образования, заработная плата учителя с начала учебного года рассчитывается за «класс-комплект» Если в городских школах формирование «класс-комплектов» чревато проблемами расхождения программ, увеличением нагрузки на учителей и неуспеваемостью детей, то в малокомплектных и сельских школах, где число учащихся в классе редко достигает 12 человек, учителю придется в буквальном смысле собирать детей разной успеваемости и возраста в единые классы, чтобы увеличить свою нагрузку в часах Никому нет дела до того, что скоро учить детей будет некому. И дело совсем не в том, что новый образовательный стандарт не прижился в российских школах и не в том, что сельские педагоги стали получать еще меньшие деньги, чем до нововведения. Дело в брошенных на произвол судьбы учителях, а значит и наших детях
Причины сложившейся ситуации 1. «Нет конфликта – нет сказки». Обязательно нужно показать борьбу 2. Борьба подчас строится в дилемме: «над нами хотят чего-то совершить, а мы против (не дадимся, не хотим, сомневаемся и пр.)» 3. Придумать жаренные факты и искусственно сконструировать борьбу проще, чем искать реальные скрытые противоречия и описывать неявную, неочевидную проблематику 4. Журналист в чем-то действует как актер, подстраиваясь под общественные ожидания 5. Те у кого, получается выявлять скрытые реальности подчас бывают более успешны, чем «желтогазетчики», но значительно реже, обычно это проявляются, когда берут интервью у известных людей (Гинзбург, Велехов, Рачевский, Фурсенко и пр.)
5 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова 5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе
6 1. Обновление образовательных стандартов Требования к результатам умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку структуре вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» условиям механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов
Франция,Италия, Япония и т.д. США,Великобритания, Австралия и т.д. Централизованные системы образования Децентрализованн ые системы образования Стандарт задается через учебные планы и программы Стандарт задается через результат и условия его достижения Объект стандартизации – нормированные ожидания Объект стандартизации – содержание учебных предметов Выбор подходов к стандартизации
Содержание обучения им. Аграновича М.Л.
Максимальный средний балл по ОУ Минимальный средний балл по ОУ Коридор результативности имени Когана Е.Я.
Коридор справедливости им. Каспржака мл.
1666 поступивших выпускников Чувашской Республики стали студентами вузов других регионов России Пирог доступности имени Черновой Г.П.
TIMSS им. Ковалевой Г.С.
13 2. Система поддержки талантливых детей Культивирование талантов из всей школьной среды & конкурсы и олимпиады & дополнительное образование & творческие мероприятия & исследования, проекты Эксклюзивное сопровождение & интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов & банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений & слеты одаренных детей & очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР портфолио
14 Грамотность(17 лет) Грамотность (13 лет) Грамотность (9 лет) Линей- ный индекс Расходы на одного учащегося ($ 2004) Соотношение Ученики-учитель Source:National Centre for Education Statistics, NEAP, Hanushek (1998) МакКинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира
15 *входит в 20% лучших учителей ** входит в 20% худших учителей Source:Sanders & Rivers Cumulative and Residual Effects on Future Student Academic Achievement Учащийся у некачественно работающего учителя** 37 th процентиль Учащийся у качественно работающего учителя* 90 th процентиль 50 th процентиль 0 th процентиль 100 th процентиль Результаты учащихся 8лет 11 лет Два учащихся с одинаковыми результатами с одинаковыми результатами МакКинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира
16 3. Развитие учительского потенциала – часть 1 Совершенствование оплаты труда Социальные льготы & Пенсии & Подъемные & Жилье Стимулирующая часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Базовая часть Обновление профессио- нального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестации
НСОТ им. Адамского А.И. и Пинского А.А.
18 Инновации в профессиональном совершенствовании учителей Программы развития инновационных вузов Мегапроект РОР: Бюджетный сертификат (Самарская область) Тьюторское сопровождение (Томская область) Сетевой университет – КИКи (Красноярский край) Магнитные школы (Республика Карелия) ИСО: Межшкольные методические центры Социальные педагогические сети ПНПО и региональные программы: Лаборатория инновационного опыта (РСО – Алания) Школы-спутники (ХМАО, Ленинградская область) Регионы-консультанты (СПб, Тюменская область, Москва) Ресурсные центры и площадки для стажировок Модульные курсы, единая диагностика (Челябинская область) Накопительная система (Магаданская область) Дистанционные модульные программы (УФО)
19 3. Развитие учительского потенциала Что для родителей значит хороший школьный учитель? 1.«Адекватный», среднего возраста (не орет, в меру современен, связная речь, ненадоедлив и пр.), выбор школы за учителем 2.Как родители могут влиять на установление зарплат учителям (не нравится продавец – пишем в жалобной книге, а если не нравится учитель?) 3.Школьные конфликты как их разрешать? 4.Тьютора – помощники в учении 5.Информационные технологии контроля за учащимися, взаимодействие с классными руководителями 6.Сельский учитель – самозабвенный герой, или неудачник, который сам научить ничему не может?
ИК им. Соболевой Е.Н. и Фрумина И.Д. Результаты тестирования, по категориям испытуемых: учащиеся школ, учреждений НПО, СПО, ВПО преподаватели школ, учреждений НПО, СПО, ВПО АУП школ, учреждений НПО, СПО, ВПО
21 МакКинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей отбор лучших кандидатов в педагоги (Южная Корея – из 5% лучших выпускников, Финляндия – из 10%) – специальные программы регионального уровня высокий статус профессии учителя, социальная реклама мало мест в вузах, конкуренция программ/вузов за возможность готовить педагогов эффективные процедуры оценки учительских кадров (Control freak) забота о подготовке управленцев
22 4. Российская школа не должна быть «ветхой»… & Новые принципы работы школ & Современные требования к учебному оборудованию Организация и управление Должен ли у школы быть сильный хозяин (управленец, менеджер) Дидактика и аксиология Формирование академиками Перечень предметов Перечень функций & Современная инфраструктура (медпункты, столовые, спортзалы, а также лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы) & Новый порядок проектирования, строительства, формирования материально-технической базы школ (СНиП – Общественные здания и сооружения) Установление требований и помощь регионам, семинары для директоров Установление требований и контроль за регионами Средства из бизнеса в школы Средства губернаторов на показательные проекты
Формулы справедливости им. ДГП Инновационные школы, лучшие учителя Школьные автобусы Учебное оборудование, регионы, внедряющие КПМО Классное руководство
! ! ? ? P.S. Сравниваем среды
25 класс Коридор выход класс выход класс коридор Мастерс кая/студ ия класс лестница учебный модуль один из этажей многоэтажного здания школы 4. Российская школа не должна быть «ветхой»… Сравниваем среды
26 Школа общественных пространств Общее пространство Частично изолированные учебные модули классЗастекленная терраса Мастерская/ студия выход Выход Возможные решения Сравниваем среды
27 Классы Сравниваем среды
28 Классы Сравниваем среды
29 Аварийные школы
30 Аварийные школы
31 Аварийные школы
32 Аварийные школы
33 Уровень аварийности школ Аварийные школы
34 Аварийные школы
35 5. Здоровье школьников & Разгрузка & Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Создание стимулов для здорового образа жизни & Портфолио & Индивидуальные образовательные программы & Тьюторы Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем & Карта здоровья & Контроль за питанием («школьное молоко») & Диспансеризация Вместо части уроков Внутри уроков
Непрерывное образование имени…?