Понятие «конфликта». Функции конфликта. Лепский Владимир Евгеньевич Lepsky@tm-net.ruwww.reflexion.ru 16 августа 2010 г. Светлогорск Школа по методологии:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-практическая конференция «Сложность и самоорганизация. Будущее мира и России» 27 ноября 2008 г. Субъект, рефлексия, совесть в российском контексте.
Advertisements

Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Клуб инновационного развития 19 мая 2009 г. Тенденции развития математики в контексте научной рациональности Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
3 февраля 2015 г. Эволюция представлений об управлении (междисциплинарный анализ) Часть 1. Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Транксрипт:

Понятие «конфликта». Функции конфликта. Лепский Владимир Евгеньевич 16 августа 2010 г. Светлогорск Школа по методологии: «Технологии мышления: Проблематизация»

Популярность понятия «Конфликт» в Интернете Количество документов (млн.) представленных системой Google по запросу

Рефлексия мирового финансово-экономического кризиса Это системный кризис мирового сообщества, в основе которого лежит антагонистический социальный конфликт ! Состояние человечества – шизофрения! Развитие не может быть достигнуто, если единственным критерием будет стремление к немедленной прибыли. Искать новую модель роста, найти новые образы государства, компаний, городов и других социальных образований XXI века. Современный мировой финансово-экономический кризис следует рассматривать как кризис принятых форм жизнедеятельности на планете, кризис современного мирового порядка.

Рефлексия мирового финансово-экономического кризиса Глобализация породила финансово-экономический редукционизм! «Глобализация породила мир, где всё отдано на откуп финансистам. Всё! отдано на откуп финансистам. Всё! И почти ничего - людям труда. Предпринимателей подмяли под себя спекулянты. И они создали систему, где нормой стала рискованная игра с чужими деньгами. Дамы и господа! Без вмешательства государства, все бы вообще рухнуло. Был бы полный провал. И дело тут не в том, что лучше: либерализм или социализм, правые взгляды или левые. Это просто факт. Если мы не изменим правила работы банков, если мы оставим без изменений правила кредитования и бухгалтерского учета, то чего еще нам ждать от такого капитализма, как сегодня?» И почти ничего - людям труда. Предпринимателей подмяли под себя спекулянты. И они создали систему, где нормой стала рискованная игра с чужими деньгами. Дамы и господа! Без вмешательства государства, все бы вообще рухнуло. Был бы полный провал. И дело тут не в том, что лучше: либерализм или социализм, правые взгляды или левые. Это просто факт. Если мы не изменим правила работы банков, если мы оставим без изменений правила кредитования и бухгалтерского учета, то чего еще нам ждать от такого капитализма, как сегодня?»

Рефлексия мирового финансово-экономического кризиса Новый «крестовый поход» на банки как основу капиталистического образа жизни! План реформирования банковской системы США.

Дальнейшее нарастание конфликтов в XXI веке «Жесткая» глобализация (снижение социокультурного разнообразия, возрастание эксплуатации отстающих в развитии стран и др.) Доминирующие в мире финансово-экономические модели (постоянные кризисы, возможности для манипулирования в интересах узкой группы лиц, нарастание конфликтов в мировом сообществе, возрастание терроризма и др.) Угрозы технологического развития (потенциальные угрозы VI уклада, новые виды оружия массового поражения, конфликты с искусственно созданной активной средой и др.)

Осознание ограниченности возможностей военной силы Поиск новых инструментов управления конфликтами Распространение ядерного оружия (Китай, Индия, Пакистан и др.) Легкая доступность химического и бактериологического оружия. Бурные темпы развития нанотехнологий и потенциальные виды неконтролируемого оружия нового типа. Волна выхода из под контроля «ручных» террористических организаций.

Идея создания нового оружия массового поражения! «мировая информационно-психологическая война» Это –война. В ходе ее будет достигнуто разрушение культуры солидарности, широкое внедрение культа денег и социал- дарвинистских стереотипов в представления о человеке и обществе. Резкое снижение способности больших масс населения к сопротивлению, самоорганизации и развитию.

Обобщенные представления о понятии «Конфликт» Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил. Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь Ожегова). Конфликт в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Синонимы: агрессия, антагонизм, бойкот, взаимоисключение,выяснение отношений,грызня, двойственность,коллизия, противоречие, несоответствие, несогласованность, разлад, размолвка, раздор, разногласие,спор, саботаж, ссора, столкновение,стычка, травля (преследование) Синонимы: агрессия, антагонизм, бойкот, взаимоисключение, выяснение отношений, грызня, двойственность, коллизия, противоречие, несоответствие, несогласованность, разлад, размолвка, раздор, разногласие, спор, саботаж, ссора, столкновение, стычка, травля (преследование) и др. Антонимы: согласие, мир, компромисс, кооперация, сотрудничество Антонимы: согласие, мир, компромисс, кооперация, сотрудничество и др.

Примеры представлений о понятии «Конфликт» в различных областях знания Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. - процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. В психологии различие понимания в контексте двух подходов: деятельностном и субъектном.

Виды конфликтов Деструктивный –конструктивный Направленность конфликта Функциональный Реальный и мнимый Антагонистический Вооруженный (военный) Ролевой Индустриальный Система отношений Позиционный участников конфликта ПолитическийСоциальныйЮридическийГендерныйЛичностныйСемейный Классовый Субъекты КультурныйНациональныйРасовый Формы проявления Латентный Формы проявления Локальный

Конфликт как объект познания и воздействия и средство Объект исследования познавательная деятельность познавательная деятельность Объект воздействия трансформация, трансформация, управление, управление, разрешение, разрешение, эскалация, эскалация, провокация провокация Средство деятельности и развития для достижения целей не связанных для достижения целей не связанных с конфликтом с конфликтом

Устоявшиеся представления о функциях конфликта в различных областях знания и их обобщение Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурированных группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Позитивные функции конфликта Регулятивно-развивающая – конфликт не дает застыть, окостенеть, побуждает к изменениям и развитию, открывает дорогу инновациям. Информационно-объединяющая - в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует рефлексию и понимание. Сплочение и структурирование - конфликт способствует структурированию социальных групп, созиданию организаций, сплочению групп и коллективов. Стимулирование активности - конфликт повышает активность людей, снимает «синдром покорности». Социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции. Стимулирование личностного роста. Психотерапевтическая - конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает подспудную напряженность. Диагностическая - иногда полезно спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выделяются незаметные до того недостатки и достоинства людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров.

Негативныефункции конфликта Негативные функции конфликта Большинство конфликтов оказывает негативное воздействие на психическое состояние его участников. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность возникновения болезней. Конфликты это часто деструкция системы межличностных отношений. Ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений Конфликт формирует негативный образ другого «образ врага». Снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства между сторонами в ходе конфликта и после него. Конфликты могут способствовать снижению привлекательности труда и, как следствие, снижению его производительности. Конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Нарастание конфронтации, затягивающей людей в борьбу и заставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению проблем.

Анализ и оценка сложившихся представлений о понятии «Конфликт» и его функциях Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + действия участников+ конфликтная ситуация + действия участников + ??? ??? Участники – Участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта. Объект – Объект – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты. Конфликтная ситуация – Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон). Действия участников конфликтной ситуации

Проблематизация «конфликта» «Цивилизованный Конфликт» как главный безопасный инструмент развития Что надо сделать, чтобы создать условия для максимального проявления «Позитивных функций Конфликта» и нейтрализации «Негативных функций Конфликта» в интересах развития социальных систем? Постановку проблемы начнем с анализа изменений представлений о научной рациональности.

ПРОРЫВ ОТ КЛАСИЧЕСКОЙ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ Классическая наука Неклассическая наука Объект Средства Субъект познания

РАЗВИТИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Идея конфигуратора В.А.Лефевр 1968 г. Философия бутстрапа Фритьоф Капра 1974 г.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Модели рефлексивных взаимодействий В.А.Лефевра 1970-е годы Обобщение этапов развития науки В.С.Степин 1990-е годы

Базовые положения постнеклассической рациональности Субъектный аспект. Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами субъектов. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Средовой аспект. Исходя из принципа универсального эволюционизма, он подчеркивает необходимость коммуникативного (диалогического) включения в современную научную картину мира всей совокупности ценностей мирового культурного развития. Только на этом, уподобляемом вселенскому, пути можно ожидать успехов с построением действительно человекомерных саморазвивающихся систем. Такое понимание постнеклассической научной рациональности предполагает введение в контекст любых научных исследований «среды», на фоне которой они проводятся. Среды, которая включает в себя наряду с различными типами субъектов совокупность ценностей мирового культурного развития; среды, которая сама рассматривается как саморазвивающаяся система. Средовая парадигма саморазвивающихся систем становится ведущей в контексте данной научной рациональности.

Тенденции изменения представлений о субъектах конфликтных взаимодействий 1. Проблема ухода от доминанты индивидуального эгоизма. 2. Модель стратегических субъектов (В.Е.Лепский, 2001) 3. Тенденции изменений формальных моделей конфликтов, от утилитарных к высшим ценностям (В.А.Лефевр и др. с 1960-х годов до наших дней) 4. Проблема сборки субъектов в конфликтных взаимодействиях

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ «СРЕДОВОЙ ПАРАДИГМЫ» Утрата «наблюдаемости» социальных систем и поиск механизмов «самонаблюдения» в средовой парадигме Культурные микросреды как медиаторы в постнеклассической науке Философский конструктивизм и средовая парадигма Средовая парадигма в физике (эвереттика) Средовая парадигма в кибернетике 1 и 2 Средовая парадигма в синергетике Коммуникаций без границ: от Интернет к активным средам искусственного интеллекта Средовая парадигма в подходах к прогнозированию будущего От информационной парадигмы к средовой парадигме знаний (от неогеографии к ноогеографии) Тенденции изменений концепций управления к средовой парадигме полисубъектного управления Нелинейные модели инновационного развития – модели на основе средовой парадигмы Проблема субъектности человечества и средовая парадигма (идея альтернативной глобализации) Проблема субъектности человечества и средовая парадигма (идея альтернативной глобализации)

Проблема ухода от доминанты индивидуального эгоизма Индивидуализм не может быть основой для Индивидуализм не может быть основой для регуляции отношений в динамично меняющемся регуляции отношений в динамично меняющемся современном мире, на что еще в начале XX века современном мире, на что еще в начале XX века указывал отечественный философ Н.Ф. Федоров. указывал отечественный философ Н.Ф. Федоров. Тэйар де Шарден рассматривал эволюцию как процесс, ведущий к космическому единству, к общечеловеческой ведущий к космическому единству, к общечеловеческой мыслительной деятельности и к формированию мозга мыслительной деятельности и к формированию мозга мозгов. Он видит в этом новом космическом единстве возрастание человечности, рост ответственности, свободы, любви. мозгов. Он видит в этом новом космическом единстве возрастание человечности, рост ответственности, свободы, любви. Чтобы врасти в это космическое измерение, необходимо отказаться от своего эгоизма, расстаться с узким индивидуализмом и из соединения со всем миром жить по меркам Вселенной, дать новой величине охватить себя и взять на себя также ответственность за нее, подчеркивал он.

Формальная теория игр. Рождение и кризис. Первая половина XX века. Принцип гарантированного результата. Теория игр! Субъект неспособен анализировать ни свои собственные мысли, ни мысли других участников конфликта. Джон фон Нейман в 1928 году, доказав свою теорему о существовании минимакса в играх двух лиц с нулевой суммой. В е годы теория игр становится основной референтной теорией принятия решений в условиях конфликта. В 70-е годы в использовании теории игр наступил кризис. Оказалось, что схема, положенная в ее основу, бедна.

Проблема формального моделирования ценностей Утилитарные (материальные) ценности Теория игр и большинство формализованных экономических теорий учитывают только утилитарные ценности. В XVIII веке Даниил Бернулли начал рассматривать психологическую полезность денег как логарифм имеющегося капитала. В годы была создана формальная теория полезности (Р.Льюс и Х.Райфа). Моральные ценности Моральные ценности связаны с такими категориями как вера, достоинство, чувства вины и справедливости. Проблема формального учета этих ценностей связаны с тем, что они принципиально не могут быть упорядочены. Что важнее: сохранить жизнь отца или жизнь матери? Мы не можем ответить на этот вопрос.

Рефлексия в решении проблемы формального моделирования моральных ценностей В.А.Лефевр и рефлексивные модели В.А.Лефевр и рефлексивные модели учитывающие моральные и утилитарные учитывающие моральные и утилитарные ценности. ценности. В основе четырех моделей лежит В основе четырех моделей лежит представление субъекта как существа представление субъекта как существа рефлексирующего, т.е. предполагается, что рефлексирующего, т.е. предполагается, что субъект может иметь образы себя и других субъект может иметь образы себя и других субъектов вместе с их внутренними мирами. Простейшие ситуации, в которых высшие ценности играют существенную роль, связаны с восприятием людьми успеха или неуспеха других людей. субъектов вместе с их внутренними мирами. Простейшие ситуации, в которых высшие ценности играют существенную роль, связаны с восприятием людьми успеха или неуспеха других людей.

Модель 1. (1969 г.) «Внутренняя валюта в рефлексивных играх» В.А.Лефевр, П.В.Баранов, В.Е.Лепский В.А.Лефевр, П.В.Баранов, В.Е.Лепский Мы предположили, что каждый субъект является локальным центром социального организма и что ценности других членов группы влияют на его ценности. Боль другого по поводу своего проигрыша может усилить радость субъекта по поводу своего выигрыша, а может и уменьшить. Это зависит от отношений между субъектами. В этих ситуациях проявляется своеобразная внутренняя валюта. Она может многократно осознаваться субъектами. В результате возникает многоярусный каскад генерации высших ценностей, которые предопределяют выборы субъектов. Лефевр, В.А., Баранов, П.В., Лепский, В.Е. (1969) Внутренняя валюта в рефлексивных играх. Известия Академии Наук СССР. Техническая кибернетика, 4, стр

Модель 2. ( годы) В.А.Лефевр («Этические системы» от ценностей к комплексам ценностей. Союз или конфликт.) В.А.Лефевр («Этические системы» от ценностей к комплексам ценностей. Союз или конфликт.) Модель была создана для выявления склонности субъекта выбрать определенное отношение к другому субъекту. В рамках этой модели таких отношений может быть только два - союз или конфликт. Выбор одного из них предопределяется не утилитарными ценностями, а высшими. Мотивация выбора зависит от этического статуса образа себя у субъекта. Человек, рассматриваемый в своей культуре как достойный, стремится выбрать такое отношение, при котором этический статус образа себя будет выше, т.е. субъект будет лучше выглядеть в собственных глазах. Лефевр, В.А. (2003). Алгебра совести. –М.: «Когито-Центр» с.

Модель 3. ( годы) В.А.Лефевр («Модель биполярного выбора») В.А.Лефевр («Модель биполярного выбора») Пусть некто хочет продать хорошую подделку знаменитой картины и стоит перед альтернативой: сказать покупателю правду или солгать. Если этот человек скажет правду, он получит тысячу долларов, если солжет - пятьсот тысяч. Спрашивается, с какой вероятностью человек скажет правду? Ответить на этот вопрос, используя понятие полезности, невозможно. На уровне высших ценностей человек стоит перед выбором между добром и злом. Модель биполярного выбора позволяет соединить эти, казалось бы, несовместимые аспекты. Зачатки сакральности мы можем наблюдать и у животных. В силу этого они, также как и люди, отклоняются в своем поведении от экономически оптимальных стратегий. Lefebvre, V.A. (2006). Research on Bipolarity and Reflexivity. Lewiston: The Edwin Mellen Press. См. также Лефевр, В.А. (2005). Космический субъект. Москва: Когито-Центр.

Модель 4. ( годы) В.А.Лефевр («Принцип запрета эгоизма») В.А.Лефевр («Принцип запрета эгоизма») Поставим следующий вопрос: какова универсальная высшая ценность, объединяющая группу субъектов. В теории рефлексивных игр такой универсальной общей ценностью является принцип запрета эгоизма. Он формулируется так: каждый субъект, входящий в группу, преследуя свои личные цели, не должен наносить ущерб группе как целому. Таким образом, действия, выгодные для субъекта, но не выгодные для группы, являются неприемлемыми. Важно заметить, что этот принцип не запрещает действия, направленные против интересов группы или общества, если лицо, их совершающее, не получает никакой личной выгоды. Лефевр, В.А. (2009). Лекции по теории рефлексивных игр.- М.: «Когито-Центр», с.

Проблема субъекта в кибернетике

Парадигмы управления (субъектный анализ) Этапы развития науки Парадигмы управления 1. Классическая наука «Субъект – объект» 1. Классическая наука «Субъект – объект» 2. Неклассическая наука «Субъект – субъект» 2. Неклассическая наука «Субъект – субъект» 3. Постнеклассическая наука «Субъект – полисубъектная 3. Постнеклассическая наука «Субъект – полисубъектная среда» среда»

Парадигмы управления и Нобелевские премии по экономике Джордж Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Юджин Стиглиц Джозеф Юджин Стиглиц Рынки с асимметричной информацией Рынки с асимметричной информацией Дэниел Канеман и Вернон Смит «Психологическая экономика» «Психологическая экономика» «Экспериментальная экономика» «Экспериментальная экономика» Парадигма «Субъект – полисубъектная среда» 2005 – Томас Шеллинг и Роберт Ауман «Коммуникативная экономика» «Коммуникативная экономика» 2006 – Эдмунд Фелпс «Информированность субъектов как «Информированность субъектов как детерминанта экономических процессов». детерминанта экономических процессов». Парадигма «Субъект – субъект»

Парадигмы управления и Нобелевские премии по экономике – Лео Гурвиц, Роджер Майерсон Эрик Маскин Эрик Маскин «Экономические механизмы» «Экономические механизмы» (от управления к организации) (от управления к организации) Пол Кругман (Paul Krugman) «За анализ структуры торговли и размещения экономической активности». Парадигма «Субъект – полисубъектная среда»

Парадигмы управления и Нобелевские премии по экономике – Элинор Остром (Elinor Ostrom) Оспаривает распространенную Оспаривает распространенную точку зрения о том, что общественная собственность должна либо управляться централизованно, либо быть приватизирована. централизованно, либо быть приватизирована. "Управление общественными "Управление общественными ресурсами: эволюция институтов коллективных действий" Оливер Уильямсон (Oliver Williamson) "Корпоративный контроль и деловое поведение: исследование эффектов организационной формы предпринимательского выбора" Парадигма «Субъект – полисубъектная среда»

Уточнение проблематизация понятия «Конфликт» Традиционная схема Конфликт 1 = участники (модель 1) + объект + конфликтная ситуация + действия участников конфликтная ситуация + действия участников +??? +??? Перспективная схема Конфликт 2 = участники (модель 2) + объект + конфликтная ситуация + действия участников конфликтная ситуация + действия участников + полисубъектная развивающаяся среда Рабочее определение понятия «Конфликт» Конфликтточка (ситуация) разрыва различных форм активности социальных субъектов в развивающихся полисубъектных средах. Конфликт – точка (ситуация) разрыва различных форм активности социальных субъектов в развивающихся полисубъектных средах.

ОДИ как среды развития Рефлексивный выход Рефлексивная кооперация

Позиционирование субъектов инновационной деятельности -1 Базовые деятельностно-ориентированные позиции: 1.Выполнение устоявшихся (нормированных) видов деятельности. видов деятельности. 2.Нахождение и действия в точках разрыва устоявшихся видов деятельности (коммуникации). 3. Развитие устоявшихся видов деятельности. 4. Создание новых видов деятельности. 5.Освоение (внедрение) новых видов инновационной деятельности. деятельности. Позиции взаимосвязаны!!! Разные онтологии - разные продукты деятельности - разные коммуникации - … Система???

Базовые онтологические (методологические) схемы организации инновационной деятельности 1. «Сопровождение» устоявшихся (нормированных) видов инновационной деятельности. инновационной деятельности. 2. «Поддержка субъектов» в точках разрыва устоявшихся инновационных видов деятельности (коммуникации). инновационных видов деятельности (коммуникации). 3. «Развитие» устоявшихся видов инновационной деятельности. 4. «Конструирование» новых видов инновационной деятельности. деятельности. 5. «Освоение» субъектами новых видов инновационной деятельности (внедрение). 5. «Освоение» субъектами новых видов инновационной деятельности (внедрение). Система организации???

Система онтологических (методологических) схем организации инновационной деятельности

Система сборки различных видов знаний (опыта) Поддержка КонструированиеСопровождение Освоение (внедрение) Индивидуальный опыт Корпоративный опыт Социальный опыт Развитие

Модели субъектов инноваций Параметрические модели субъектов инноваций Обобщенный образ субъектов. Управление параметрическое (индикаторное). Рефлексивно-активные среды как модели субъектов инноваций Субъектно-деятельностное представление инновационных процессов. Управление (модерирование) через организацию среды инновационного развития.

Понятие «конфликта». Функции конфликта. Лепский Владимир Евгеньевич 16 августа 2010 г. Светлогорск Школа по методологии: «Технологии мышления: Проблематизация»