Стабилизационный Фонд и Приоритеты Финансовой Политики Вавилов А.П. XX НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РЭШ
2 Проблема Стабилизационного Фонда Пирог Стабфонда Объем Стабфонда на середину октября 2006 года – 77 млрд. долл. или 2.06 трлн. руб. (8% ВВП России) Из них: 71.2 млрд. долл. – в валюте 5.8 млрд. долл. – остаток в рублях
3 Стабфонд – денежная кубышка? Использование средств Стабфонда в гг. Направление использованияСумма, в млрд долл Погашение внешнего долга22.6 Покрытие дефицита Пенсионного Фонда Погашение долга Парижскому Клубу22.4 Пороговый уровень для Стабфонда 500 млрд. руб. Пороговый уровень -¼ объема Стабфонда. Почему надо сохранять оставшиеся 3/4?
4 Новации в Управлении Стабфондом Разделение Стабфонда на две части (Бюджетное послание 2006) Резервная часть 10% ВВП Остаток – Фонд Будущих Поколений Досрочное погашение внешнего долга Внешний долг России снизился до 50 млрд. долл. (5.2% ВВП) Вложения в валютные активы Доллар США - 45% Евро – 45% Фунт Стерлингов – 10% Создание нефтегазового фонда (А. Кудрин) Формирование двух бюджетов: профицитный – на основе нефтегазовых доходов, дефицитный – на основе всех остальных доходов
5 Негативные Тенденции. Иллюзия благополучия Стабфонд накапливается без каких-либо усилий со стороны властей Бурный рост Стабфонда вуалирует проблемы
6 Негативные Тенденции. Накопление финансовых дисбалансов. Проблема 1. Лавинообразный рост корпоративных и банковских заимствований на внешнем рынке Чистые международные резервы продолжают сокращаться: на начало 2006 года – 44 млрд долл. (для сравнения, в Китае они достигли 287 млрд)
7 Негативные Тенденции. Накопление финансовых дисбалансов. Проблема 2. Формирование режима скрытого дефицитного финансирования: последние 5 лет дефицит бюджета при фиксированной цене на нефть увеличивается более чем на 1% ВВП в год.
8 Негативные Тенденции. Накопление финансовых дисбалансов. Проблема 3. Затратная фаза политического цикла Решения социально-экономических проблем видится властями, главным образом, в наращивании бюджетных расходов Стабфонд становится инструментом предвыборной политической игры и популизма
9 Отсутствие Долговременных Целей Использование: средство стерилизации избыточной денежной массы Цена: около 1,0% ВВП Проблема: Доминирование текущих задач в ущерб долговременным
10 Отсутствие Долговременных Целей Как и в 90-е годы сохраняется доминирование текущих задач в ущерб долговременным; в этом проявляется неадекватность существующей системы государственных финансов России задачам долговременного развития; Игнорируется научный подход, диктующий приоритет долговременных целей в управлении госфинансами; Стабфонд используется как основное средство стерилизации избыточной денежной массы. У монетарных властей нет для этого адекватных инструментов. Инфляция устойчиво сохраняется на уровне около 10%.
11 Пенсионная реформа и Стабфонд Стратегический выбор государства: Распылить имеющиеся финансовые ресурсы на решение множества текущих (возможно и важных) задач? Сконцентрировать их на каком-то одном ключевом направлении, определяющем долговременное развитие всей Российской экономики? Предлагаемый путь: Реформа пенсионной системы!
12 Пенсионная реформа как стержень модернизации экономики. Триединая задача. Собственно пенсионная проблема В пенсионный возраст входит поколение «бэби-бумеров» Заблаговременное создание основ конкурентоспособной экономики ЕСН – самый обременительный налог для бизнеса Необходимо снижение ставки налога до 5-10% Развитие финансовой системы Финансовые рынки положительно влияют на экономический рост
13 Переход к накопительной Пенсионной системе Стратегия долговой политики а) снижение налоговой нагрузки б) сглаживание разрыва доходов между различными поколениями будущих пенсионеров Оценка финансового разрыва Приведенная стоимость разрыва в обязательствах и активах государства может составить 55-75% ВВП или трлн. руб. в текущем выражении. Фиаско проводимой реформы Реальная доходность пенсионных активов Внешэкономбанка составила в 2005 г. чуть более 1.5 %
14 Интегрированная система управления активами и обязательствами Управление рисками Стратегии управления доходностями и рисками должна быть гибкой и адаптироваться к тому, насколько текущие активы фонда обеспечивают покрытие будущих обязательств Уровень рискованности вложений не должен задаваться заранее, а определяется исходя из меняющихся оценок фискального разрыва Более широкий спектр инструментов Государственные бумаги не только низкодоходные, но в реальном выражении более рискованные по сравнению с глобально диверсифицированным инвестиционным портфелем, включающим в себя акции, облигации, товары и т.д. Критерий долговременной доходности Консервативные институциональные инвесторы обеспечивают среднегодовую реальную доходность около 10% на длительных периодах. Такая стратегия означала бы десятикратный рост активов Стабфонда за 25 лет и выигрыш бюджета около 0,8% ВВП в год. Для сравнения 5%-ая реальная доходность обеспечила бы рост активов за 25 лет в 3,4 раза и выигрыш бюджета – около 0.4% ВВП в год.